Рассылка:
 
   
 
/
 
     
Информационно-развлекательный портал о шоу-бизнесе
Публикации за 2020 год
   
  О главном
  Новости
  Публикации
    - 2020 год
    - 2019 год
    - 2018 год
    - 2017 год
    - 2016 год
    - 2015 год
    - 2014 год
    - 2013 год
    - 2012 год
    - 2011 год
    - 2010 год
    - 2009 год
    - 2008 год
    - 2007 год
    - 2006 год
    - 2005 год
  Видео
  Фото
  Ссылки
  Проекты
  Архив
(2001-2006)
  Реклама
  Контакты

 

 

 

 

 

 

 

У РОДСТВЕННИЦЫ НАДЕЖДЫ КАДЫШЕВОЙ УВЕЛ НЕГРА МАКС ФАДЕЕВ

«Сегодня исполнять народные песни – это подвиг», - предупреждала своих учеников руководитель ансамбля «Карагод» Евгения Засимова

 

О том, какое место занимала фольклорная музыка на эстраде в прошлом и в каком положении она оказалась в последнее время, своими мыслями с «Экспресс газетой» поделилась исполнительница народных, патриотических и духовных песен Анна Сизова.

 

   - Русские народные песни, родившиеся в деревнях и исполнявшиеся во время полевых работ и сельских праздников, зазвучали со сценических подмостков лишь на рубеже 19-го и 20-го веков. Одной из первых их вынесла на эстраду легендарная Надежда Васильевна Плевицкая. Успех у нее был поистине невероятный. Ее даже приглашали выступать перед Николаем II и царской семьей. Увы, ее судьба сложилась трагически. После революции она вместе с мужем-офицером эмигрировала во Францию. Мечтала вернуться на Родину. Но в середине 30-х была обвинена французскими властями в сотрудничестве с советской разведкой и умерла в тюрьме. Непростой была жизнь и у тех, кто продолжал дело Плевицкой в Советском Союзе. Достаточно вспомнить Лидию Андреевну Русланову. В тяжелые военные времена ее песни поднимали боевой дух на фронте и в тылу. А после войны ее отправили за решетку вместе с мужем – генералом Владимиром Крюковым, обвиненным Сталиным в присвоении трофейного имущества. О Руслановой мне много рассказывал один из моих преподавателей в Университете культуры – композитор Юрий Андреевич Зацарный. В молодости он работал в Гостелерадио, вел передачу «Русская песня» и лично знал всех знаменитых певиц того времени. По его рассказам, Лидия Андреевна после того, что ей пришлось пережить, была очень замкнутой и осторожной. Но до последних дней продолжала выступать и приводила публику в восторг.

 

   Лично для меня именно с творчества Руслановой началось знакомство с русской народной песней. Я выросла в селе под Иркутском, в многодетной семье. Бабушка, которая пела в самодеятельности, поставила мне «Светит месяц» и «Валенки» в исполнении Лидии Андреевны. И мне, 7-летней девочке, захотелось спеть так же, как Русланова. А всерьез заняться пением меня подтолкнули частушки Марии Мордасовой. Их очень хорошо исполняла моя младшая сестра Женя и побеждала с ними на разных конкурсах. Однажды она приболела. И наша мама Галина Владимировна, которая работала директором сельского дворца культуры, попросила меня спеть вместо Жени перед областной комиссией. «У вашей дочки есть перспектива», - сказали маме. И со мной тогда начала заниматься наша учительница Татьяна Евченко. Песни Руслановой я так с детства и пою. Они стали для меня воплощением Родины и наших традиций. В детстве я, конечно, не понимала, как это важно. Я просто пела, потому что мне нравились эти песни – веселые, задорные. Лишь с возрастом я поняла, какая огромная ценность в них заключается. И народ, не говоря высоких слов, точно так же их воспринимает. Только начинаешь на концерте петь первый куплет, и с тобой поет хором уже весь зал. Даже 2-3-летние дети, которые едва научились ходить, тянутся к тебе и радостно реагируют. Видимо, любовь к этим песням заложена в наших людях на генетическом уровне.


   Советскую власть сейчас принято ругать – за отсутствие творческой свободы, за цензуру, за пресловутые худсоветы. Но следует признать, что было при ней и много хорошего. Для русской народной песни это были просто золотые времена. Этот жанр тогда находился в фаворе и получал всяческую поддержку со стороны государства. У нас образовалась целая плеяда прекрасных певиц - Ольга Воронец, Александра Стрельченко, Екатерина Шаврина, Валентина Толкунова, Людмила Рюмина, Екатерина Молодцова, Анна Литвиненко. Но особое место, конечно, занимала Людмила Георгиевна Зыкина. По природной постановке голоса и богатству тембра ей не было равных. Господь наделил ее таким талантом, что перед ней преклонялся весь мир. Был в моей жизни момент, когда один высокопоставленный человек, который жил по соседству с Зыкиной, хотел меня с ней познакомить. Но я тогда была скромная деревенская девочка, только приехавшая в Москву, и побоялась общаться с такой великой певицей. А вот со Стрельченко мне довелось быть знакомой. Одно время Александра Ильинична возглавляла кафедру сольного народного пения в Университете культуры, где я училась. У нее не было своих детей. Но для нее стали детьми ее ученики. Она отдавала им все свое душевное тепло. Последний раз мы виделись с Александрой Ильиничной на новогоднем празднике иркутского землячества в «Президент-отеле». Она уже очень плохо себя чувствовала. Когда ее не стало, я посвятила ее памяти свою песню «Нет России без песен и гармони».

 

   К сожалению, после распада Советского Союза отношение к русским народным песням резко изменилось. Заговорили, что этих песен раньше звучало слишком много, что они якобы набили оскомину. И их начали вытеснять из концертных программ, из эфира радио и телевидения. Куда-то пробиться без денег и продюсеров стало очень трудно. И многим талантливым артистам это помешало в полной мере реализовать себя. Ярким примером может служить коллектив Елены Громовой, которому я в свое время помогала с пиаром. В 90-е они ярко заявили о себе под названием «Балаган Лимитед». Пришли с готовым материалом к продюсеру Сергею Харину и убедили его заняться их продвижением. А он потом отобрал у них раскрученное название и запустил под ним другой состав. Да, Громова и ее ребята переименовались в «Чё те надо» и продолжали работать. Но уже не с таким размахом. В моей практике тоже была подобная история. Я переработала частушки-коротушки из репертуара Марии Мордасовой «Полюбила, как обидно - в темноте его не видно». Записала их с темнокожим певцом Пьером Нарциссом. С этими частушками нас сразу взяли на ТВЦ и другие каналы. Эту фишку перехватил продюсер Макс Фадеев. Но меня брать не захотел и поставил с Нарциссом свою подопечную – «фабрикантку» Лену Кукарскую. В общем, все опять уперлось в бизнес. И такая хорошая идея развалилась.


   За последние десятилетия, кроме Надежды Бабкиной и Надежды Кадышевой, которая, к слову сказать, приходится мне дальней родственницей, в жанре русской народной песни практически не появилось новых больших имен. Из молодых певиц известность снискали разве что Пелагея и Марина Девятова, участвовавшие в популярных телешоу – «Голос» на Первом канале и «Субботний вечер» на канале «Россия». Обе ученицы замечательного педагога Людмилы Васильевны Шаминой. Мне тоже посчастливилось у нее учиться. В 16 лет я победила в конкурсе «Хрустальный башмачок» и перебралась к бабушке в Москву. Пела в трио «Аленушки» у Светланы Ковылиной во дворце культуры в Капотне. Хотела поступать в Гнесинку. Но на экзаменах познакомилась с Шаминой. И она пригласила меня на свой курс народного пения в колледж имени Шнитке. У нее была собственная вокальная методика. Помню, однажды она взяла меня на своей мастер-класс в Гнесинку. Дала мне спеть песню композитора Адуева. И на глазах у всех открыла у меня звук настолько благостный, глубокий и красивый, что все были просто потрясены. А когда в колледже узнали, что я выступаю в «Аленушках» и пою эстраду, и на комиссию вынесли вопрос – как со мной быть, Людмила Васильевна за меня заступилась и сказала: «Пожалуйста, оставьте Сизову!». Видимо, почувствовала во мне перспективу именно как народной певицы. Мне вообще очень повезло с педагогами. После колледжа Шнитке я поступила на заочное отделение в Университет культуры. И училась у руководителя ансамбля «Карагод» Евгении Осиповны Засимовой, возглавившей кафедру сольного народного пения после Стрельченко. «Сегодня петь народные песни – это подвиг, - говорила нам она. – За это нужно сражаться. И мы все солдаты невидимого фронта».

 

   В справедливости слов моего педагога я постоянно убеждаюсь на собственном опыте. Большинство концертов мы с мужем организуем своими силами. Да, власти иногда приглашают на городские мероприятия. Но за каждое выступление приходится биться. В прошлом году у меня в Москве было 7 мероприятий. В этом – только 2. Особенно сложно сейчас попасть с народными песнями на телевидение. Вот я спела в «Поле чудес» песню «Иван-чай трава». Публике она очень нравится. Но ее не показали. Вместо меня вставили другую певицу – эстрадную. А моя песня «Русь православная» хоть и прозвучала на Первом канале в кремлевском концерте в присутствии Президента, но в исполнении хора Росгвардии под руководством Виктора Елисеева, который взял ее без разрешения и сделал совсем не так, как я ее задумала. Мне-то еще грех жаловаться. Я достаточно много снималась. Бог посылал мне встречи с сильными мира сего, которые мне помогали, чем могли. Такая встреча была у меня с Андреем Разбашем на корпоративе телеканала «Звезда». Он услышал мое пение, подошел ко мне и сказал: «Это просто удивительно! Почему это не слышит народ?». Тогда «Звезда» снимала концерт к 9 мая на площади Белорусского вокзала. И Разбаш устроил мне выступление в этом концерте с песней Давида Тухманова «Вальс фронтовой медсестры». На том же Первом канале я когда-то побывала практически на всех телешоу, где можно было спеть. У Геннадия Малахова к 65-летию Победы мне даже дали выступить с моей авторской песней «Здесь зори тихие». А сколько интересных исполнителей народной песни вообще не попадает на телеэкран! Программу «Играй, гармонь!» задвинули на раннее утро, когда горожане еще спят, а сельские жители занимаются хозяйством. На мой взгляд, это неправильно. Каждому нужно знать историю своих корней, свою родословную, традиции своих предков. Это самоопределяет человека в окружающей среде и дает ему правильную шкалу ценностей.

 

   Михаил ФИЛИМОНОВ («ЭГ» спецвыпуск от 27 января, 2020)


   Газетная версия https://www.eg.ru/showbusiness/838716


КОММЕНТАРИИ ПО ТЕМЕ


ДОБАВЛЕНИЕ НОВОГО СООБЩЕНИЯ
Введите код, указанный на картинке
Никнейм
E-mail
Город
Текст сообщения

 




 

 

Памятные даты

 

 

 

26.05.1878 родилась Айседора Дункан, танцовщица, основоположница танца в стиле "модерн", жена поэта Сергея Есенина (погибла 14.09.1927).

26.05.1910 родился Адольф (он же Эдди) Игнатьевич Рознер, джазовый трубач, руководитель оркестра своего имени (умер 08.08.1976).

26.05.1969 родилась Мария (она же Анжелика) Юрьевна Варум, певица ("Художник, что рисует дождь", "Ля-ля-фа", "Городок"), дочь композитора Юрия Варума, жена певца Леонида Агутина.

26.05.1980 родилась Екатерина Владимировна Кравцова (она же Радистка Кэт), экс-солистка группы "Стрелки".

27.05.1949 родился Александр Николаевич Лосев, солист группы "Цветы" (умер 01.02.2004).

27.05.1960 родился Александр Николаевич Башлачев, рок-бард ("Время колокольчиков", "Ванюша", "Егоркина былина") (покончил с собой 17.02.1988).

27.05.1972 родился Олег Михайлович Крестовский, экс-солист группы "Ласковый май".

27.05.1977 Президиум Верховного Совета СССР утвердил новый текст гимна СССР, в котором были заменены строки с упоминанием Сталина.

27.05.2020 общероссийский день библиотек (в этот день в 1795 императрица Екатерина II основала Российскую национальную библиотеку).

28.05.1966 родился Иван Николаевич Шаповалов, создатель группы "Тату", продюсер группы "7Б" и певицы NATO.

28.05.1968 родился Алексей Игоревич Лебединский (он же Профессор Лебединский), певец ("Я убью тебя, лодочник").

28.05.1973 родился Илья Владимирович Калинников, лидер группы "Високосный год".

28.05.1982 умер Борис Петрович Чирков, киноактер, исполнитель песен ("Крутится, вертится шар голубой", "Любо, братцы, любо", "Плыла, качалась лодочка по Яузе-реке") (родился 13.08.1901).

28.05.2020 день пограничника.

29.05.2012 умер Марк Анатольевич Минков, композитор ("Наша служба и опасна, и трудна", "Не отрекаются любя", "Старый рояль") (родился 25.11.1944).

30.05.1912 родился Лев Иванович Ошанин, поэт-песенник ("Эх, дороги", "Течет река Волга", "А у нас во дворе") (умер 31.12.1996).

30.05.1946 родилась Роксана Рубеновна Бабаян, певица ("Нельзя любить чужого мужа"), жена актера Михаила Державина.

30.05.1960 умер Борис Леонидович Пастернак, поэт ("Никого не будет в доме", "Снег идет") (родился 10.02.1890).

30.05.1997 начала вещание радиостанция "Хит-FM".

30.05.2020 день Святого Фердинанда Кастильского, покровителя заключенных и многодетных.

31.05.1955 родился Владимир Борисович Кузьмин, певец ("Симона", "Две звезды", "Сибирские морозы"), экс-участник ВИА "Самоцветы", групп "Карнавал" и "Динамик", экс-любовник певицы Аллы Пугачевой и актрисы Веры Сотниковой.

31.05.1973 родилась Наталья Владимировна Порывай (она же Наташа Королева), певица ("Желтые тюльпаны", "Дельфин и русалка", "Чуть-чуть не считается"), бывшая жена певца Игоря Николаева, жена стриптизера Сергея Глушко (Тарзана).

31.05.2020 всемирный день без табака.

01.06.1804 родился Михаил Иванович Глинка, композитор ("Я помню чудное мгновенье, "Веселится и ликует весь народ", "Славься"), автор "Патриотической песни", являвшейся в 1991-2001 государственным гимном РФ (умер 15.02.1857).

01.06.1930 родился Евгений Николаевич Птичкин, композитор ("Ромашки спрятались, поникли лютики", "Мы долгое эхо друг друга", "У беды глаза зеленые") (умер 28.11.1993).

01.06.1949 родилась Ксения Анестовна Георгиади, певица ("Ищу тебя").

01.06.1959 родилась Надежда Никитична Кадышева, солистка группы "Золотое кольцо".

01.06.1960 родилась Ольга Борисовна Кормухина, певица ("Старое такси"), жена лидера группы "Парк Горького" Алексея Белова.

01.06.2020 международный день защиты детей.

01.06.2010 умер Андрей Андреевич Вознесенский, поэт-песенник ("Миллион алых роз", "Танец на барабане", "Плачет девочка в автомате") (родился 12.05.1933).

 

 
 
 

Купить дешевые авиабилеты онлайн