САМБУРСКАЯ ОСТАВИЛА БЕЗ ДЕНЕГ ПЕРВУЮ ЛЮБОВЬ НЕМЦОВА
Продюсера звезды «Универа» Виктора Дробыша Наталья Лапина узнала благодаря бурному роману с бас-гитаристом группы «Земляне»
Актриса и певица Наталья Лапина, ярко проявившая себя в годы перестройки, последние двадцать семь лет благополучно жила и работала в США. И вдруг решила вернуться из эмиграции, чтобы напомнить о себе и возобновить свою музыкальную карьеру в России. Но родина встретила Лапину не слишком ласково и отнюдь не спешила открыть ей свои заветные чащи и напоить ее березовым соком, как пелось в известной советской песне.
- Россию я покинула в начале 90-х, как только открылся «железный занавес», - поведала «Экспресс газете» Наталья Азариевна. - После фестиваля в Швейцарии, где мне дали приз за фильм «Руанская дева по прозвищу Пышка», меня пригласили сниматься в Германию. Потом я сочинила песню для фильма «Ночной поезд в Венецию» с участием Хью Гранта и Малколма Макдауэлла. Поехала в Америку ее записывать и была так очарована Лос-Анджелесом, что решила там остаться. Из кино я практически ушла и стала писать песни. Выпустила несколько англоязычных альбомов. А параллельно выучилась на психолога. Работала с разными людьми от знаменитостей до заключенных. Сама, без юристов, засудила одну большую компанию за дискриминацию. Периодически меня подтягивали в Россию, потому что я писала песни не только на английском, но и на русском. В 2011 году мне даже дали выступить в Кремле на фестивале «Радио Шансон» с песней «Сигаретка». Но о возвращении я до недавнего времени не думала. У вас же тут в шоу-бизнесе какие-то «железные занавесы», какие-то «эшелоны» - первый, второй, третий. В этих «эшелонах» по 40 лет сидят одни и те же рожи. Никого со стороны туда даже близко не подпускают.
И вот когда я приехала сюда в очередной раз, на меня неожиданно вышел продюсер Витя Дробыш. Он услышал мою «Сигаретку» и захотел, чтобы эту песню исполнила его артистка Настя Самбурская. Оказалось, мы с Дробышем были знакомы еще с 80-х. Витя сразу начал вспоминать, что, когда мне было 22 года, мы гуляли вместе по Фонтанке и тусовались в гостинице «Жемчужина» в Сочи. Я тогда встречалась с молодым питерским музыкантом Санькой Кривцовым. Сейчас он обосновался в Америке. Работал с Шер и Синди Лаупер. Семь сезонов был практически начальником всего оркестра американского «Голоса». А в советское время Кривцов выступал вместе с Витей Дробышем в каком-то питерском бэнде (в группе «Союз», созданной в 1985 году бывшим гитаристом группы «Земляне» Игорем Романовым – М.Ф.). Потом Саньку взяли играть на басу в «Землянах». У нас с ним была безумная любовь. Меня уже были готовы принять в его семью. В Москве мы с Санькой ночевали на квартире у Бори Зосимова (в то время концертного директора «Землян» - М.Ф.). А в Питере жили у меня в коммуналке с тараканами.
Я-то была ни питерская, ни московская. Родилась и выросла в Горьком – нынешнем Нижнем Новгороде. Еще во время учебы в Горьковском театральном училище получила на «Ленфильме» одну из главных ролей в 14-серийном фильме «Жизнь Клима Самгина». Там участвовал звездный состав - Джигарханян, Калягин, Жарков, Гундарева. Режиссером был Виктор Титов, который снял «Здравствуйте, я ваша тетя!». Это была для меня очень хорошая школа. А после дипломного спектакля Игорь Петрович Владимиров сразу забрал меня из Горького в свой театр Ленсовета и дал роль в спектакле на двоих «Станция», где моим партнером стал Михаил Боярский. В театре я проработала недолго и ушла на «Ленфильм». Играла жену героя Кости Райкина в «Острове погибших кораблей». Играла королеву в фильме «Дон Сезар де Базан». А после съемок мы с Аней Самохиной снимали королевские костюмы и шли тусоваться ко мне в коммуналку, где было восемь жоп на один ржавый унитаз. С Анькой мы очень дружили. Обе провинциалки. Я без понтов, и она без понтов. А Дробыш был знакомым Саньки Кривцова. Где-то тоже подшатывался за нами. Честно говоря, у меня не осталось о нем никаких воспоминаний. Он рассказывал мне какие-то детали наших давних встреч. А я ничего этого не помнила. Тем не менее, он показался мне своим в доску. Такой фирменный, всегда с улыбочкой и матом в разговоре.
Его артистку Самбурскую я абсолютно не знала. Сериал «Универ», который принес ей известность, не смотрела. Как объяснил мне Дробыш, она когда-то давно встречалась с его артистом Айваном, который ездил на «Евровидение». И так примазалась к Вите. А поскольку у нее 11 миллионов подписчиков в Instagram, и она хорошо зарабатывает на рекламе, он взялся продвигать ее как певицу. Правда, платить за песню для Самбурской Дробыш не хотел. Сам-то он, как я слышала, брал за свои песни не меньше 50 тысяч долларов. А мне еле-еле наскреб 2 тысячи. «Не переживай из-за этих копеек! – сказал Витя. - Когда твоя песня выйдет в исполнении Самбурской, ты захлебнешься в авторских отчислениях. Я уже договорился о горячей ротации. Она будет во всех хит-парадах. Она будет на всех фестивалях. Деньги тебе потекут рекой». Что такое хорошие авторские – я уже видела. До этого Гриша Лепс купил у меня две песни. И я получила от Российского авторского общества 140 тысяч рублей за их исполнение на двух концертах – в Крокус-Сити-холле и Ледовом дворце. «Если так же будут платить за Самбурскую, это нормальные деньги», - подумала я и согласилась на предложенную Дробышем сумму.
Конечно, мне больше хотелось не продавать песни, а петь их самой. Как-то я сказала об этом Дробышу. «Я бы тебя взял в артистки, - заявил он. - Ты такая талантливая. Сама пишешь слова и музыку. Возраст тебе не помеха. Выглядишь прекрасно. Только я боюсь, что ты уедешь в Америку и не вернешься». «Да ладно, Вить! – успокоила его я. - Почему это я не вернусь? Я люблю творчество. Мне надоело сидеть в офисе и лечить мозги американцам». «Если из тебя делать артистку, кому-то надо в это вкладываться, - сказал тогда Дробыш. - Это очень дорого стоит». В общем, дал мне понять, что я должна найти спонсора. Я нашла в Нижнем Новгороде какого-то мужика из местной думы. Привела его к Дробышу. Мы просидели часа полтора. Оказалось, на первый год нужно 160 тысяч долларов, и никаких гарантий, что будет результат. А этот чувак из думы мне никакой не папик. Я видела его до этого один раз. Тем не менее, он очень заинтересовался. Что-то записывал на бумажку. А когда мы уже собирались уходить, достал из кармана CD-диск, протянул Дробышу и сказал: «Виктор Яковлевич, я ведь сам песни пишу. Не могли бы вы послушать?». Они обменялись телефонами и договорились созвониться. Я была в шоке. «Дима, что ты делаешь? – наехала я на чувака из думы. – Разве я для этого устраивала эту встречу?». «А что такого? - отмахнулся он. – У нас же с тобой нет никакого контракта».
Я поняла, что со спонсором ничего не получается. «Хорошо, - сказала я Дробышу. – Можно я хотя бы запишу у тебя на студии песню для себя?». Он все лето отдыхал. Пока не было коронавируса, ездил то в Италию, то в Монако, то еще куда-то. И на студии все равно не появлялся. Там сидел его звукорежиссер - 22-летний мальчик-консерваторщик Витюша Дудко. И, с разрешения Дробыша, я записала с этим мальчиком свою песню «Без твоей любви». А певец Айван, который иногда заходил на студию, сыграл мне партию гитары. Чтобы Дробыш взял меня в артистки, я была готова сделать его соавтором. «Давай я буду писать песни, а ты будешь получать половину денег!» - предлагала ему я. Витя сначала вроде был не против. Я даже выкладывала в Instagram видео, где мы типа вместе работали над песней – он играл на рояле мою музыку, а я пела. Но потом он неожиданно начал меня игнорить. Когда я звонила, орал матом: «Я на хрен у министра. Не могу, сука, разговаривать. Когда, блин, будет время, перезвоню». А с какого-то момента и вовсе перестал брать трубки и отвечать на мои сообщения. Более того, запретил со мной общаться 22-летнему мальчику Витюше, который записывал меня на студии. Мы с ним за лето очень подружились. «Ты такая клевая! – говорил он мне. – Я был весь зажатый. А ты меня раскрепостила и многому научила. Спасибо тебе за все!». И вдруг заблокировал меня в социальных сетях и мессенджерах. Я попыталась сама куда-то сунуться. Просила на радио: «Может, покрутите меня или возьмете на какой-то фестиваль, как Самбурскую?». «Нет, у нас все уже укомплектовано», - отвечали мне. В конце концов, песню «Без твоей любви» пришлось продать Любе Успенской. Еще ее хотела купить Ира Аллегрова. Но ее директор Хизри Байтазиев предложил мне всего 200 тысяч рублей. А Люба не стала торговаться и сразу выложила 5 тысяч долларов. Естественно, я отдала предпочтение ей.
А огромных авторских за Самбурскую, которые обещал Дробыш, я так и не получила. Она выступала с моей песней на больших концертах-тысячниках - на «Разгуляе», на 20-летии «Радио Шансон» в Сочи, на «Бархатном шансоне» в Греции, на фестивале «Радио Дача». Но РАО отчиталось мне только за два каких-то дворца культуры. «Ни в одном отчете ни за один тысячник вы не вписаны, - заявил мне один из их начальников Качалов. – Как вы докажете, что Самбурская пела там вашу песню?». Я предоставила им афиши всех концертов. Прислала даже видео выступления Самбурской на «Разгуляе», которое сняли мои друзья – генерал полиции и его жена-капитан. Вообще, отслеживать, где что исполнялось, должно само РАО. За это они берут у авторов 50% отчислений. Фактически я выполнила за РАО их работу. Через какое-то время мне сообщили: «По одному концерту в Сочи организаторы признали свою ошибку, что не включили вас в отчет». «А по остальным?» - спросила я. «По остальным пока разбираемся», - ответили мне. И эти их разбирательства тянутся бесконечно. Видимо, мне придется обратиться в прокуратуру. У РАО уже были проблемы пять лет назад. Их главного Сергея Федотова посадили за мошенничество в крупных размерах. «Вы хотите, чтобы я устроила вам опять 2015-й год? – пригрозила я. – Я вам его устрою. Хватит делать из меня дуру!». Я понимаю, что я нарываюсь. Но я к такому дерьму не привыкла и терпеть его не буду. Недаром моей первой любовью был Боря Немцов. Я такая же революционерка. Даже если меня будут из-за угла расстреливать, как Немцова, я все равно буду до последнего биться за свое.
Едва ли не единственным порядочным человеком из тех, кто рулит российским шоу-бизнесом, оказался Игорь Матвиенко. Он был моим другом юности. Когда я приезжала в Москву сниматься, мы с ним и с Сашей Шагановым часами сидели на кухне у Карена Кавалерьяна и что-то придумывали. Потом Матвей, когда у него не было денег, приезжал ко мне в Германию и жил у меня со своей тогда еще девушкой Настей Алексеевой. А в Америке с моей помощью делал машину в той же компании, где прокачивали «Мерседес» Майкла Джексона. Конечно, сейчас Игорь уже не тот, что был в юные годы. Постоянно чем-то загружен. Даже с «Иванушками» по полгода не общается. Тем не менее, 22-23 февраля он мне дал возможность выступить в Крокусе на своем юбилее. Сам заплатил за студию и за оркестровку. И я исполнила его песню «Гимназистки-проститутки», которую мы с ним когда-то делали еще в советские времена. За кулисами я познакомилась с Иосифом Пригожиным. У нас завязалась переписка. Я ему рассказала о ситуации с Дробышем. «Негодяй, он со всеми так», - огорошил меня Пригожин. «Разве он не ваш лучший друг? – удивилась я. – Когда мы общались, он всегда был с вами на телефоне». «У меня один друг – Валерия, - ответил Иосиф. – С ним я уже не общаюсь. Мы сами по себе». Правда, послушать песню, которую я предложила ему для Валерии, почему-то времени не нашел. А самое интересное, что с Дробышем, похоже, перестала работать Самбурская. Не знаю, что там у них произошло, но в какой-то момент она исчезла из всех ротаций и концертов. Говорят, то же самое было с Леной Ваенгой, когда она ушла от Дробыша.
- Даже слышать не хочу о ней! – заявил в ответ на просьбу прокомментировать рассказ Лапиной Виктор Дробыш. - Вся эта история не стоит выеденного яйца. Если она где-нибудь назовет меня мошенником, я подам на нее в суд. Песню для Самбурской я у нее не просто взял, а купил. Как ты считаешь, 2 тысячи долларов – это маленькие деньги или большие? Для меня нормальные. Просто она сама хотела петь у меня. А я не хотел. Скажи, я имею право чего-то не хотеть? Я ей говорил: «Не приезжай из Америки и не пой! Если надо будет, продавай песни хоть за тысячу, хоть за сто – за сколько купят! Мне что-нибудь понравится – я куплю». Когда она попросилась записаться у меня на студии, я сказал: «Пожалуйста!». Я многим помогаю. И ей помог. У меня возникает вопрос – за что у нее ко мне могут быть претензии? Авторские ей должны поступать не от меня, а от РАО. И она однозначно их получит. Если ей говорят, что ее нет в отчетах, пускай пишет бумагу в Следственный комитет! Они разберутся, и виновные понесут наказание. Когда Самбурская исполняла ее песню в концертах, мы всегда указывали Лапину как автора. Даже не сомневайся в этом! Я вхожу в совет РАО и сам стою на защите авторских прав. С Самбурской у меня контракт еще на два года. А продолжаю ли я работать с ней… Ты еще спроси, сколько раз я с женой сплю! Я сейчас самоизолировался и ни с кем не работаю. Уже две недели сижу дома. И еще буду сидеть столько, сколько скажут наши власти.
30.09.1908 родился Давид Федорович Ойстрах, скрипач (умер 24.10.1974).
30.09.1960 родился Николай Николаевич Фандеев, музыкальный журналист.
30.09.2023 день интернета.
01.10.1904 родился Владимир Самойлович Горовиц, пианист (умер 05.11.1989).
01.10.2023 международный день музыки.
02.10.1973 родился Андрей Михайлович Данилко (он же Верка Сердючка), певец ("Горилка", "Если вам немного за тридцать", "Все будет хорошо"), ведущий телепередачи "СВ-шоу", участник музыкальных фильмов ("Золушка", "Женитьба Фигаро", "За двумя зайцами").
03.10.1895 родился Сергей Александрович Есенин, поэт ("Клен ты мой опавший", "Я московский озорной гуляка", "Мне осталась одна забава") (покончил с собой 28.12.1925).
03.10.1964 родился Вадим Рудольфович Самойлов, лидер группы "Агата Кристи".
03.10.1975 родился Алексей Юрьевич Горшенев, лидер группы "Кукрыниксы".
04.10.1964 родился Евгений Викторович Осин, певец ("Плачет девочка в автомате", "Качка", "Таня плюс Володя").
04.10.1984 родилась Елена Сергеевна Катина, солистка группы "Тату".
04.10.2008 умерла Светлана Ильинична Аннапольская, режиссер, постановщик музыкальных телепрограмм ("Голубой огонек", "Утренняя почта", "Песня года"), покровительница Валерия Леонтьева, Филиппа Киркорова, Игоря Талькова, Игоря Наджиева (родилась 29.09.1930).
05.10.1959 родился Андрей Григорьевич Шатуновский, барабанщик, экс-участник групп "Черный кофе", "Мастер", "Хеллрейзер", "Динамик".
06.10.1976 родилась Мария Валерьевна Корнеева (она же Марго), солистка группы "Бридж", экс-солистка группы "Стрелки".
06.10.1991 во время концерта в Санкт-Петербурге в ходе конфликта с любовником певицы Азизы Игорем Малаховым застрелен Игорь Владимирович Тальков, автор песен и певец ("Чистые пруды", "Господа демократы", "Я вернусь"), участник фильмов ("Охота на сутенера", "За последней чертой", "Царь Иван Грозный") (родился 04.11.1956).
06.10.1998 умер Ролан Антонович (он же Роланд Анатольевич) Быков, актер и режиссер, участник ("Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку") и постановщик музыкальных фильмов ("Айболит-66", "Автомобиль, скрипка и собака Клякса") (родился 12.11.1929).