ДОЧКУ ТАМАРЫ МИАНСАРОВОЙ ДОВЕЛО ДО СМЕРТИ ПЬЯНСТВО
Исполнительница «Черного кота» отвергла будущего директора Театра сатиры из-за его нежелания разводиться с женой
5 марта исполнилось бы 90 лет исполнительнице всеми любимых песен «Черный кот», «Пусть всегда будет солнце», «Давай никогда не ссориться», «Топ-топ, топает малыш», «Глаза на песке» Тамаре МИАНСАРОВОЙ, ушедшей из жизни четыре года назад. Накануне юбилейной даты «Экспресс газета» решила напомнить читателям об этой замечательной певице и пообщалась с ее сыном – бывшим участником легендарного ансамбля «Самоцветы», музыкантом и аранжировщиком Андреем МИАНСАРОВЫМ.
- Очень большую роль в нашей семье играла мамина мама Анастасия Федоровна, - признался Андрей. - Она одна Тамару вырастила и воспитала. Образования у бабушки было четыре класса церковно-приходской школы. Но она прекрасно пела. До войны солировала в Минске в хоре театра оперы и балета и в хоре Белорусского радиокомитета. Когда началась война, они с 10-летней мамой пытались вместе с другими жителями пешком уйти из Минска в сторону российской границы. Но немцы, которые продвигались гораздо быстрее, их догнали и окружили. Бабушку ранили в ногу, когда она закрывала собой маму. И им пришлось вернуться обратно в Минск. Как они там выживали всю оккупацию – страшно даже представить. По рассказам бабушки и мамы, наши по ночам так бомбили город, что плавились и горели стекла. Они прятались от бомбежек в подвале какой-то церквушки. Однажды к ним забежала красивая деваха. А следом за ней – немец-патрульный. Но она заговорила с ним по-немецки и увела его. А то могли бы расстрелять на хрен всех в этом подвале. Я знаю, что бабуля спасла не одного человека из минского еврейского гетто. Когда после освобождения нашими Минск зачистили, практически всех гражданских посадили в теплушки и отвезли на лесоповал. Но за бабулю вступился спасенный ею особист из хора имени Веревки. И через несколько месяцев ее выпустили.
В послевоенное время мама с успехом окончила в Минске центральную музыкальную школу, которая приравнивалась к училищу, и поступила в московскую консерваторию. Ее не хотели отпускать в Москву и не выдавали документы. Но она все-таки поехала и произвела такое впечатление на профессора Якова Мильштейна, что ректор консерватории Александр Свешников – небывалый случай! – подписал приказ об ее зачислении на фортепианный факультет без документов. Их потом пересылали по запросу из Минска. Еще в ЦМШ у мамы завязалась любовь с моим папой Эдуардом Миансаровым – сыном тенора Арсена Авакяна. Папа тоже поступил в московскую консерваторию. Учился на том же факультете у профессора Льва Оборина. В 1956 году родился я. Мы жили на улице Льва Толстого в 13-метровой комнате, полученной бабушкой в обмен на минское жилье. В ней помещались только кровати и пианино, на котором занимались мама и папа. А прямо у нас под дверью стояла четырехконфорочная газовая плита, где готовили 6 или 7 семей. В лучшую сторону наша жизнь поменялась лишь после того, как мама в 1962 году поехала на фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки и получила Гран-При за исполнение песни Людмилы Лядовой «Ай-люли». ЦК Комсомола тогда дал маме двухкомнатную квартиру в блочной девятиэтажке на Мосфильмовской улице. По сравнению с комнатой на Льва Толстого она казалась мне дворцом. Запомнилось, что смотреть ее с нами ездил один из членов советской делегации - чемпион по прыжкам в высоту Валерий Брумель. Он был такой огромный, что доставал рукой до потолка.
Мой папа, к сожалению, этих перемен не дождался. Когда мне было два с половиной года, они с мамой развелись. Видимо, жизнь в тесной коммуналке была настолько нестерпимой, что былая любовь прошла. С бабушкой у папы тоже не сложились отношения. Она панически боялась потерять контроль над мамой и своей постоянной заботой и вниканием во все дела очень сильно всех подавляла. Моего папу Анастасия Федоровна еще как-то терпела. А всех остальных маминых мужиков просто ненавидела. Я помню, какие были жуткие скандалы, когда мама вышла замуж за Леню Гарина. Он был классный музыкант. Его родители-циркачи ездили по всему миру и пачками привозили ему импортные пластинки. Именно от Лени мне впервые довелось услышать настоящий американский джаз. Я с ним подружился и даже называл его папой. Но бабушка вечно была им недовольна и ела его поедом. Постепенно у мамы с Гариным начался разлад. Она поехала на гастроли в Швецию. А Леню из-за 5-ой графы в эту поездку не взяли. Его обидело, что мама за него не вступилась. И он ушел от нее к бывшей жене Иосифа Кобзона Веронике Кругловой. Как на грех, мы съехались с Гариным и обменяли нашу двушку на Мосфильмовской и его однушку на Таганке на 80-метровую трешку на Садовой-Кудринской, где у нас стояли два рояля. И после развода мама под давлением бабушки долго билась, чтобы отселить Гарина и оставить эту квартиру за нами.
Потом в жизни мамы появился эстрадный и театральный администратор Михаил Дорн, организатор больших стадионных концертов, а в дальнейшем - директор Театра сатиры. У нее тогда начались проблемы с работой. После Хельсинки она победила в Сопоте с песней «Пусть всегда будет солнце» и еще на нескольких конкурсах. Но в Москонцерте ей не давали ни звание, ни более высокую ставку. Постоянно ставили палки в колеса. Ей приходили письма с приглашением выступить за границей. А Москонцерт отвечал: «Она на гастролях». Чтобы чего-то получить, нужно было дружить с начальством, кому-то давать на лапу. Нужны были напор и жесткость, как у Аллы Пугачевой. А мама была абсолютно противоположным человеком – мягким, податливым, подверженным влиянию. И в конце 60-х она вслед за Валерием Ободзинским перешла из Москонцерта в Донецкую филармонию. А в то время там всем рулил Дорн. Он очень много принес в творческую жизнь мамы. Собрал ей великолепный коллектив. Музыкальным руководителем у нее был Виталий Кретюк, будущий участник ВИА «Самоцветы» и «Лейся, песня». А в качестве аккомпанирующего состава к ней почти в полном составе перешла легендарная рок-группа «Второе дыхание» - самые хипповые музыканты страны Коля Ширяев и Игорь Дегтярюк, игравшие Джимми Хендрикса нотка в нотку. Дорну даже удалось после долгого перерыва пробить маме поездку за границу – с оркестром Юрия Силантьева в Польшу. Но дядя Миша – так я к нему обращался - не собирался ради нее разводиться со своей женой. А маме, как любой женщине, хотелось большего. Бабушку женатый Дорн, естественно, тоже не устраивал. И по возвращении из Польши мама с ним рассталась.
После Дорна директором и мужем мамы стал Игорь Хлебников, который раньше работал у нее звукорежиссером. Для меня он был Константинычем. Его брак с мамой пришелся на годы моего становления как мужчины. И я во многом брал с него пример. Делился с ним своими проблемами. Даже иногда втихаря от мамы и бабушки побухивал у него на Сретенке. Он и его друзья, взрослые мужики, принимали меня как равного. Вскоре у Хлебникова с мамой родилась дочь Катя. На ее рождении настоял Игорь, чтобы больше привязать маму к себе и ослабить влияние бабушки, которая постоянно с ним скандалила. В конце концов, мама все-таки вышла из бабушкиного подчинения и переехала к Хлебникову на Сретенку. Но и с Игорем семейная жизнь у нее не заладилась. У него дома в то время постоянно бухали. Собирались огромные компании – артисты, художники. Приезжали Кирилл Столяров, Андрей Вертоградов, Иосиф Кобзон, Вячеслав Клыков. По пьяни Игорь мог вспылить и даже поднять на маму руку. А с 1976 года он параллельно работе с мамой начал возить по стране три чешских «Луна-парка» от «Союзаттракциона». В этих поездках у него появились другие женщины. Однажды в Кемерово мама застала его на кордебалете. И на этом их отношения закончились. Потом у Хлебникова была молодая жена Людка. Она родила ему сына Игорька. Но пацан умер молодым из-за героина-шмероина. Видимо, дала о себе знать не очень хорошая генетика.
Меня с детства готовили к карьере академического музыканта. Я света белого не видел. По семь часов в день проводил в ЦМШ в Собиновском переулке и еще по пять часов за инструментом дома. Занимался все каникулы. После школы поступил в консерваторию к Борису Землянскому, бывшему ассистенту папиного педагога Оборина. Потом меня за особое дарование забрал к себе Яков Флиер. Но получить диплом мне так и не удалось. Я рано женился и стал отцом. Мне нужно было кормить семью. В 1977 году я взял академический отпуск и полгода гастролировал от Сахалинской филармонии с коллективом режиссера и певца Альберта Атаханова, снявшего маме фильм-концерт «Солнечная баллада». Мама тогда уговорила меня прописаться в ведомственной квартире, которую ей выделили в Донецке от филармонии. Как она объясняла, чтобы ее не потерять и потом обменять на Москву. А в результате вместо того, чтобы выйти из академа и продолжить учебу в консерватории, я получил из Донецка повестку в армию. Меня приписали в конвойные войска в Магадан. Не нашли лучшего применения человеку с незаконченным высшим музыкальным образованием. Но, по счастливой случайности, я опоздал на призывной пункт и оказался в команде, которую направили в подмосковное Шереметьево. Мама приехала в нашу часть с концертом. И у меня сразу все наладилось. Я организовал с ребятами группу и до самого дембеля играл на генеральских свадьбах.
Сразу после армии я 4-5 месяцев поездил на гастроли с мамой – сначала по Уралу, потом по Украине. В Виннице к нашему коллективу как раз присоединился Марк Фельдман - будущий директор и муж мамы. Расставшись с Хлебниковым, она вместе с Марком перешла из Донецкой филармонии в Кисловодскую. Меня тоже звала с собой. Но я не хотел от нее зависеть и решил пойти дальше своим путем. Бывший гитарист «Самоцветов» и один из создателей «Лейся, песня» Валера Селезнев тогда собрал новый коллектив «Апрель». На басу в нем играл Игорь Тальков. Репертуар был в стиле «Earth, Wind & Fire». И я начал работать с «Апрелем». А оттуда Юра Маликов в декабре 1979 года забрал меня в суперпопулярные «Самоцветы». О своем выборе я нисколько не жалею. И своим детям, помня о маминых ошибках, стараюсь ничего не навязывать. Когда мой сын от второго брака Андрей бросил Мерзляковское музыкальное училище, я даже не стал уговаривать его вернуться. Сейчас он успешно выступает как ди-джей и саунд-продюсер под именем Андрей Лауд. Недавно у него родилась дочка Соня. Всего у меня уже пятеро внуков – четверо от дочек от первого брака и вот еще одна внучка от сына.
А у моей сестры Катюхи жизнь сложилась трагически. Ее погубил алкоголь. Она пыталась заниматься индийскими танцами, писала стихи. Была замужем за хорошим парнишкой Женькой Тухмановым, который играл на басу в каком-то коллективе. Но они допились до того, что Женьку приревновали к кому-то и убили. Катя была настолько пьяна, что даже не заметила этого. Только когда мама ее разбудила, она увидела, что Женька – уже труп. Спустя несколько лет с ней произошла еще одна непонятная история. Ее доставили в больницу с тяжелыми травмами. То ли она попала под грузовик, то ли свалилась с балкона. Сама она даже вспомнить не могла, что случилось. В свое время Катя на телевидении обвиняла меня, что я не помогал маме. Помощница такая нашлась! А нормально, что мама почти в 80 лет возила ей супчик с Тульской на Автозаводскую? А дочка с перепоя еще воротила нос: «Я не буду это есть». Однажды заехала маме по голове то ли сковородкой, то ли еще чем-то тяжелым. После этого удара мама вышла из автобуса и потерялась. У нее на какое-то время выключилась память. Когда маме по состоянию здоровья стало уже тяжело к ней ездить, Катя влезла в огромные долги. Взяла кредит на покупку ноутбука. А что его нужно возвращать – забыла. Чтобы выпутаться из этой ситуации, ей пришлось продать прекрасную 2-комнатную квартиру на Автозаводской и переехать в однушку в Бирюлево. А в 2015 году на эту однушку Катя заключила с некой дамой договор пожизненной ренты. Своих обязанностей по договору дама не выполняла и ничего ей не платила. Только обильно поила ее водкой и коньяком. Потом появился некий мужчина с уголовным прошлым и уговорил Катю вступить с ним в фиктивный брак. Как оказалось, это был любовник той дамы, с которой она подписалась на ренту. Видимо, эти аферюги таким образом подстраховались, чтобы квартира в любом случае досталась им.
После смерти мамы ситуация с Катюхой стала совсем неуправляемой. Марк, правда, помогал ей деньгами. Когда она в пьяной драке кого-то пырнула ножом, платил адвокатам, чтобы ее отмазать. Но он же не мог каждый день ее контролировать. Когда два года назад мы с моей женой Ларисой приехали к Кате, она находилась в ужасном состоянии и уже не могла ходить. В левом бедре у нее и так стоял железный штырь. А тут она сломала и правое бедро. Лежала и, извините, из-под себя руками говно доставала. На столе у нее стояла недопитая бутылка водки. А за столом сидела пара непонятных людей – такая бирюлевская синька. Я купил Кате немецкое кресло, чтобы она могла хотя бы до сортира и кухни доехать. Восстановил ей пропавшие документы – СНИЛС, медицинскую страховку. Договорился с профессором из института Вишневского, чтобы он ее посмотрел. Накануне она клялась мне, что не будет пить. А утром я приехал за ней и застал ее в жопу пьяной. Закончилось все тем, что в январе прошлого года Катя умерла. То ли сердце у нее не выдержало, то ли печень. После ее смерти мне пришлось целый год биться в суде с аферюгами, которые пытались завладеть ее квартирой. С подставным мужем Катю еще при ее жизни кое-как развели. Но он потребовал отменить решение о разводе под предлогом, что оно было вынесено без его присутствия. А на расторжение договора ренты Катя с помощью Марка успела только подать заявление. Самой дамы, с которой заключался этот договор, к тому времени уже не было в живых. Она умерла раньше Кати. Тем не менее, на квартиру претендовал ее сын, которому права по договору перешли по наследству. К счастью, суд во всем разобрался и встал на мою сторону.
03.10.1895 родился Сергей Александрович Есенин, поэт ("Клен ты мой опавший", "Я московский озорной гуляка", "Мне осталась одна забава") (покончил с собой 28.12.1925).
03.10.1964 родился Вадим Рудольфович Самойлов, лидер группы "Агата Кристи".
03.10.1975 родился Алексей Юрьевич Горшенев, лидер группы "Кукрыниксы".
04.10.1964 родился Евгений Викторович Осин, певец ("Плачет девочка в автомате", "Качка", "Таня плюс Володя").
04.10.1984 родилась Елена Сергеевна Катина, солистка группы "Тату".
04.10.2008 умерла Светлана Ильинична Аннапольская, режиссер, постановщик музыкальных телепрограмм ("Голубой огонек", "Утренняя почта", "Песня года"), покровительница Валерия Леонтьева, Филиппа Киркорова, Игоря Талькова, Игоря Наджиева (родилась 29.09.1930).
05.10.1959 родился Андрей Григорьевич Шатуновский, барабанщик, экс-участник групп "Черный кофе", "Мастер", "Хеллрейзер", "Динамик".
06.10.1976 родилась Мария Валерьевна Корнеева (она же Марго), солистка группы "Бридж", экс-солистка группы "Стрелки".
06.10.1991 во время концерта в Санкт-Петербурге в ходе конфликта с любовником певицы Азизы Игорем Малаховым застрелен Игорь Владимирович Тальков, автор песен и певец ("Чистые пруды", "Господа демократы", "Я вернусь"), участник фильмов ("Охота на сутенера", "За последней чертой", "Царь Иван Грозный") (родился 04.11.1956).
06.10.1998 умер Ролан Антонович (он же Роланд Анатольевич) Быков, актер и режиссер, участник ("Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку") и постановщик музыкальных фильмов ("Айболит-66", "Автомобиль, скрипка и собака Клякса") (родился 12.11.1929).
07.10.1934 родилась Новелла Николаевна Матвеева, автор песен ("Кораблик", "Я леплю из пластилина").
07.10.1983 родилась Анастасия Стоцкая, певица ("Вены-реки", "Прикольная"), участница мюзиклов "Notre Dame de Paris" и "Чикаго".
08.10.1892 родилась Марина Ивановна Цветаева, поэт ("Мне нравится, что вы больны не мной", "Под лаской плюшевого пледа", "Уж сколько их упало в эту бездну") (покончила с собой 31.08.1941).
08.10.1949 родился Юрий Ицхокович (он же Игнатьевич) Варум, композитор ("Художник, что рисует дождь", "Городок", "Сим-Сим, откройся"), отец певицы Анжелики Варум.
08.10.1961 открылся Кремлевский Дворец съездов.
08.10.1967 родился Михаил Валерьевич Сусов, генеральный директор компании "Effortel", бывший первый вице-президент компании МТС, бывший генеральный директор компании "Сонет", муж певицы Варвары.
09.10.1958 родился Виталий Дубинин, бас-гитарист группы "Ария".