Рассылка:
 
   
 
/
 
     
Информационно-развлекательный портал о шоу-бизнесе
Публикации за 2012 год
   
  О главном
  Новости
  Публикации
    - 2024 год
    - 2023 год
    - 2022 год
    - 2021 год
    - 2020 год
    - 2019 год
    - 2018 год
    - 2017 год
    - 2016 год
    - 2015 год
    - 2014 год
    - 2013 год
    - 2012 год
    - 2011 год
    - 2010 год
    - 2009 год
    - 2008 год
    - 2007 год
    - 2006 год
    - 2005 год
  Видео
  Фото
  Ссылки
  Проекты
  Архив
(2001-2006)
  Реклама
  Контакты


Âñå ñòàòüè
Âñå ïóáëèêàöèè
Âñå íîâîñòè

Õî÷åøü îòäûõàòü êðàñèâî

Ðåéòèíã@Mail.ru

Îôèöèàëüíûé ñàéò ïðîåêòà Áèçþëüêà

ÂàëîâÒÂ

 

 

 

 

 

 

 

ВЕРНУТЬ ДОЧЬ ЗОИ ФЕДОРОВОЙ В СССР СТЕФАНОВИЧУ ПОМЕШАЛ КГБ

режиссеру запретили снимать Викторию в фильме «Дорогой мальчик», ради которого она была готова приехать из США

 

5 сентября в США в возрасте 66 лет ушла из жизни дочь советской кинозвезды Зои Федоровой Виктория Федорова. В 60-70-х годах она, как и мама, успешно снималась в кино. Сыграла главные роли в знаменитых фильмах «До свидания, мальчики», «Двое», «Сильные духом», «Урок литературы», «Преступление и наказание», «О любви», «Вид на жительство». Однако после отъезда в США ее актерская карьера оборвалась, и долгие годы о ней ничего не было слышно. Лишь минувшим летом про нее снова вспомнили, благодаря телесериалу «Зоя», посвященному ее матери. Между тем, судьба Виктории Федоровой в кино могла сложиться иначе. Об этом нам поведал кинорежиссер Александр Стефанович, который в свое время едва не сыграл в жизни актрисы важную роль.

 

   - В 1974 году я приступил к работе над фильмом «Дорогой мальчик» по пьесе Сергея Михалкова, - издалека начал свой рассказ Александр Борисович. - Действие этого фильма происходило в Америке. И на роль американской гангстерши я хотел пригласить Вику Федорову. В советском кино это была одна из немногих актрис, которая могла достоверно сыграть западную героиню. Она отличалась какой-то особой «заграничной» красотой. Видимо, это передалось ей с генами от отца - американского военно-морского атташе Джексона Тэйта. В 1972 году Вика уже блестяще сыграла иностранку в моем первом фильме «Вид на жительство», который я снял вместе с моим сокурсником Омаром Гвасалия. Первоначально главные роли должны были играть Володя Высоцкий и Марина Влади. Мы отправили им сценарий и пригласили в Дом творчества в Болшево. Естественно, опасались критики. Особенно от Марины. Ведь наша картина поднимала «опасную» по тем временам тему – она повествовала о человеке, который «выбрал свободу» в одной из западных стран. Но совершенно неожиданно мы получили поддержку именно от Влади. «Вы очень точно уловили то, что происходит с русскими людьми на Западе, - сказала она. – Есть устойчивый миф, что как только они сюда приедут, весь Запад будет у их ног. Это наивно! Они там никому не нужны. Большинство тех, кто уехал, - люди с трагическими сломанными судьбами». В качестве примера она привела своего отца Владимира Полякова, который во Франции был вынужден работать таксистом и даже несколько лет содержал семью игрой на бильярде. Высоцкому сценарий тоже понравился. Он даже сказал, что у него есть для нашего фильма две песни. И спел нам «Охоту на волков» и «Гололед на земле, гололед». Мы на крыльях летали по «Мосфильму». Но советская власть не дремала. В один прекрасный день нас с Омаром вызвали в КГБ. Через приемную на Кузнецком мосту провели длинными подземными коридорами в основное здание на Лубянке. В кабинете два полковника встретили нас вопросом: «Как вам пришло в голову снимать этого диссидента Высоцкого?!». Мы пытались сопротивляться: «Он ведущий артист Театра на Таганке. Снимался на Одесской студии у нашего друга Славы Говорухина в «Вертикали» и в других фильмах. Почему же нам нельзя его снимать?». Один полковник посмотрел на другого и сказал: «По-моему, ребята не понимают. Вы вообще хотите работать на «Мосфильме»? Или хотите поехать на Одесскую студию? Мы вам это устроим». «А Марина Влади? – не унимались мы. – Она же член ЦК французской компартии». Ответ полковников был жестким. Мы заново стали искать исполнителя главной роли. Пробовали Смоктуновского, Калягина, Табакова, Белявского. И в итоге выбрали молодого актера Альберта Филозова. А на роль возлюбленной главного героя, иностранки Хилари, которую должна была играть Марина Влади, мы пригласили Вику Федорову. Она выглядела как настоящая иностранка и составила хорошую пару с Альбертом Филозовым. Актрисой показала себя очень профессиональной. Но характер у нее был тяжелый. Однажды она сорвалась на кого-то из работников группы. Ей показалось, что к ней не проявили должного уважения. Я отозвал ее в сторону и сказал: «Викуся! Зачем ты так кричишь? Здесь тебя все любят. Успокойся!». «Саша, я все время на нервах, - ответила она. - Первые десять лет жизни я провела в ссылке в Казахстане. Сверстники меня обижали как дочку врага народа. Однажды столкнули в выгребную яму. Я чуть не захлебнулась, но выбралась и выжила». Вика себя ощущала обделенным любовью волчонком. Правда, это был единственный срыв. Потом она взяла себя в руки и больше не устраивала скандалов.


   Вика долгое время пыталась найти контакт со своим отцом, жившим в Америке. С конца 50-х годов они с Зоей посылали ему письма. Но он не отвечал, опасаясь, что это провокация КГБ. Лишь в 1973 году он согласился встретиться с дочерью и прислал ей приглашение в США. Поначалу Вику не хотели отпускать к отцу. Боялись, что она останется в Америке. Ответственность взял на себя заместитель генерального директора «Мосфильма» Николай Александрович Иванов, который хорошо относился к Зое и к Вике. Он написал что-то вроде гарантийного письма. Но Вика обратно не вернулась. Она познакомилась с пилотом «Пэн Америкэн», вышла за него замуж и осталась в США. О желании снять Вику в «Дорогом мальчике» я рассказал монтажеру моих фильмов Гале Боголюбовой. «Только не знаю – как это сделать, - посетовал я. – Вика же сейчас в Америке». А Боголюбова жила в одном доме с Зоей Федоровой и дружила с ней. «Я помогу», - сказала Галя. Мы пришли домой к Зое и заказали телефонный разговор с Америкой. Это сейчас можно мгновенно позвонить в любую точку мира. А тогда нам пришлось довольно долго ждать. Поскольку делать было нечего, я стал расспрашивать Зою про жизнь. Про нее ходило множество легенд. Она что-то подтверждала, что-то опровергала. В частности, рассказала мне историю своих отношений с отцом Вики Джексоном Тэйтом. Она познакомилась с ним на приеме в честь 23 февраля в особняке министерства иностранных дел на Спиридоновке. У них начался роман. День Победы они вместе встретили на Красной площади. Зоя призналась, что ждет ребенка. Они договорились в честь Победы назвать его Виктором, если родится мальчик, или Викторией, если родится девочка. В какой-то момент ее возлюбленный пропал. Зоя стала звонить Тэйту, но тот не отвечал. Сотрудница посольства сказала ей, чтобы она больше не звонила, так как ему приказали в течение 48 часов вернуться в США. Для Зои это было тяжелым шоком. В своих мечтах она уже представляла себя женой Тейта. В тот момент ее пригласил в свой особняк Берия. Зоя довольно долго ждала в гостиной. Лаврентий Павлович появился с только что полученным орденом Ленина на груди и предложил отметить награду. Отказаться было неудобно. Когда они выпили, Берия начал ее обнимать. Зоя его осадила. «Не хочешь – не надо, - сказал Лаврентий Павлович. – Можешь уходить». В недавнем сериале эту сцену показали так: всесильный министр госбезопасности выбегает вслед за ней из дома и швыряет ей в машину букет цветов. Но сама Зоя рассказывала мне об этом иначе. По ее словам, цветы ей вручил адъютант при выходе из кабинета. Очевидно, это был ритуал для дам, посещавших Лаврентия Павловича. Направляясь через сад к воротам, она увидела, что Берия стоит на балконе. Зоя кокетливо помахала ему цветами и сказала: «А за букет – спасибо!». На что он с усмешкой ответил: «Это не букет. Это венок». Тогда она не поняла его юмора. А вскоре после рождения Вики Зою арестовали. Приговор был 25 лет лагерей. Почти 10 лет она провела в заключении. А Вика все это время жила с тетей в ссылке в Казахстане. Она думала, что тетя – это ее мама. И когда Зою освободили, первое время Вика называла ее тетей. За этими разговорами мы с Зоей просидели 4 или 5 часов. Наконец, нас все-таки соединили с Америкой. Вика принялась мне рассказывать, как хорошо она живет. «Сашка, у меня от дома канал выходит прямо в океан, - с восторгом сообщила она. - Представляешь, какая сказка!». «Викуся, я сейчас запускаюсь с новой картиной, - сказал я. - Хотел бы продолжить наше сотрудничество. Сможешь ли ты приехать, если я снова предложу тебе главную роль?». Вика объяснила, что в данный момент она работает лицом косметической фирмы, и у нее есть определенные обязательства – она должна появляться на каких-то презентациях и говорить, что использует косметику этой фирмы. «Но я готова приехать, - сказала она. – Думаю, генеральный директор «Мосфильма» Сизов меня поддержит. Он недавно приезжал в Нью-Йорк по делам. Так мы с мужем его водили по магазинам». Довольный результатами разговора, я попрощался с Зоей и отправился домой спать.


   А в 8 часов утра меня разбудил звонок: «Через час вы должны быть на ковре у Сизова». Я быстро собрался и приехал на «Мосфильм», совершенно не понимая, что случилось и зачем я в столь ранний час понадобился генеральному директору студии. Сизов встретил меня с мрачным лицом: «Стефанович, что ты там опять устроил? Все у тебя не как у людей! Кто тебе позволил звонить в Соединенные Штаты и приглашать на «Мосфильм» Вику Федорову?!». Тут мне стало понятно, что нас неспроста так долго не соединяли с Америкой. Явно наш телефонный разговор прослушивался и записывался сотрудниками КГБ. Не знаю, всю ли расшифровку нашего разговора прочитали Сизову или только избранные места, но не исключено, что ему тоже попало за упомянутые Викой прогулки по нью-йоркским магазинам. «Николай Трофимович, я не делал Вике по телефону никаких предложений, - стал оправдываться я. - Я выяснял, как у нее дела с занятостью. Вика обещала узнать – отпустит ли ее в случае чего косметическая фирма. И, если бы все сложилось, я бы официально обратился к руководству «Мосфильма» с предложением попробовать ее на роль в моем фильме. Да, Вика сейчас проживает у мужа в США. Но она же осталась советской гражданкой. Гражданства СССР ее не лишали. И из Театра-студии киноактера не увольняли. Значит, она числится работницей «Мосфильма». Вон Людмила Максакова вышла замуж за гражданина ФРГ Петера Игенбергса. А Наталья Петрова, сыгравшая главную роль в «Руслане и Людмиле», - за иранца Бабека Серуша. Но это нисколько не мешает им продолжать работать в СССР. Если мы предложим Вике работу, может, она даже вернется и будет жить здесь». «Не твоего ума дело – заманивать Вику обратно в Советский Союз, - прервал мою пламенную речь Сизов. - Для этого есть специально обученные люди. Если будет нужно, они ее сюда пригласят». И сказал, чтобы я навсегда забыл про Вику. Спустя несколько лет я встретился на «Мосфильме» с Зоей Федоровой. Это было в 1976 или 1977 году. Зоя рассказала мне, как первый раз летала к Вике в Америку. У трапа самолета она увидела огромную толпу журналистов. «Наверное, в самолете летит какой-то известный человек – актер, спортсмен или политик», - подумала она. Огляделась по сторонам, но никого не узнала. Каково же было ее изумление, когда вся эта толпа рванула к ней и начала снимать, протягивать микрофоны, направлять объективы. Оказалось, история ее любви с Джексоном Тэйтом уже известна всей Америке. О ней писали газеты и журналы. И даже при том, что Зоя была в СССР знаменитейшей актрисой, такого внимания прессы она даже не могла себе представить. А в 1981 году не только «Мосфильм», но и всю Москву шокировала весть об убийстве Зои Федоровой. Помню, Галя Боголюбова рассказывала, что ее как близкую подругу вызывали на Петровку и допрашивали по этому поводу. По ее словам, Зоя готовилась навсегда уезжать в Америку, и когда у нее уже были собраны все вещи, ее нашли застреленной в своей квартире. Зою почему-то похоронили втихаря, без каких-либо публичных траурных церемоний. А материалы уголовного дела об ее убийстве засекретили на 50 лет. Можно предположить, что в этом деле были замешаны люди, сотрудничавшие с КГБ или МВД, и их имена нельзя было разглашать. А когда началась перестройка, в Москву впервые после долгого отсутствия приехала Вика. Мы встретились с ней, пообедали в Доме кино. У нее было грустное настроение. Ее мечты реализовать себя в Америке так и не осуществились. Она в соавторстве с американским журналистом написала книжку «Дочь адмирала» о себе и своих родителях. И хотела, чтобы ее экранизировали. Но в Голливуде ее книжкой не заинтересовались. Хотя эта история просто просилась на экран. Карьера актрисы у нее тоже не заладилась. Здесь она за один год играла пять главных ролей. А в Америке дальше небольших эпизодов дело не пошло. «Я сильно пила, - призналась Вика. – Но я это преодолела с помощью Общества анонимных алкоголиков. Когда я своим русским знакомым об этом говорю, они от меня шарахаются. У нас не принято афишировать свои проблемы с алкоголем. А в Америке человек гордится, если эти проблемы преодолеет». Вот так печально закончилась эта история. Если бы в 1975 году мне разрешили снять Вику в «Дорогом мальчике», возможно, ее жизнь сложилась бы по-другому. Увы… Вика была уникальной личностью, талантливой актрисой, удивительно красивой женщиной. Но ее судьба оказалась гораздо трагичнее, чем судьбы ее экранных персонажей.

 

   Михаил ФИЛИМОНОВ («ЭГ» № 38, 2012)




КОММЕНТАРИИ ПО ТЕМЕ


ДОБАВЛЕНИЕ НОВОГО СООБЩЕНИЯ
Введите код, указанный на картинке
Никнейм
E-mail
Город
Текст сообщения

 




 

 

Памятные даты

 

 

 

15.09.1923 родился Михаил Исаевич Танхилевич (он же Танич), поэт-песенник ("Черный кот", "Комарово", "Погода в доме"), создатель группы "Лесоповал" (умер 17.04.2008).

15.09.1963 родился Вадим Криворотов (он же Андрей Александрович Разин), один из создателей группы "Ласковый май".

15.09.1993 в Москве впервые выступил Майкл Джексон.

15.09.1916 родилась Ольга Васильевна Лепешинская, артистка балета ("Золушка", "Спящая красавица", "Щелкунчик") (умерла 20.12.2008).

16.09.1945 родился Евгений Ваганович Петросянц (он же Петросян), актер, телеведущий, бывший конферансье оркестра Леонида Утесова.

16.09.1950 родилась Ангелина Михайловна Вовк, ведущая телепередачи "Песня года".

16.09.1952 родилась Любовь Григорьевна Воропаева, поэт-песенник ("Девочка моя синеглазая", "Рыжим всегда везет", "Я тебя повешу в интернете"), продюсер Жени Белоусова, Барби, Лены Белоусовой, Ивана Панченко, групп "Братья Дорохины" и "Брызги", жена композитора Виктора Дорохина, гражданская жена композитора Николая Архипова.

17.09.1934 выпустили первую грампластинку на 33 и 1/3 оборота в минуту.

17.09.1982 родилась Ирина Игоревна Кудикова (она же Ирсен), фотомодель, участница "Фабрики звезд-5".

17.09.1984 умер Юрий Иосифович Визбор, автор и исполнитель песен ("Охотный ряд", "Ты у меня одна", "То взлет, то посадка"), участник фильмов ("Июльский дождь", "Белорусский вокзал", "Семнадцать мгновений весны") (родился 20.06.1934).

18.09.1967 умер Аркадий Ильич Островский, композитор ("Песня остается с человеком", "Пусть всегда будет солнце", "Спят усталые игрушки") (родился 25.02.1914).

18.09.2004 умерла Клара Михайловна Румянова, киноактриса, исполнительница детских песен ("От улыбки хмурый день светлей", "Облака - белокрылые лошадки", "Расскажи, Снегурочка, где была") (родилась 08.12.1929).

19.09.1964 родился Кайрат (он же Кай) Эрденович Метов, автор песен и певец ("Position number one", "Роза чайная").

20.09.1862 была основана Петербургская государственная консерватория.

20.09.1963 родился Андрей Владимирович Державин, композитор и певец ("Не плачь, Алиса", "Чужая свадьба", "Давайте выпьем, Наташа, сухого вина"), участник группы "Машина времени".

20.09.1970 родился Александр Евгеньевич Баранников, депутат Госдумы, один из создателей радиостанции "Серебряный дождь" и гей-клуба "Центральная станция".

20.09.1970 родился Михаил Владимирович Филимонов, музыкальный обозреватель "Экспресс Газеты", сопродюсер певицы Бизюльки, автор текстов песен ("Рачок", "Занято"), участник клипов и музыкальных фильмов ("Клуб", "Миша, или Новые приключения Юлии").

20.09.1974 родилась Екатерина Николаевна Чупринина (она же Катя Лель), певица ("Я по тебе скучаю", "Мой мармеладный", "Муси-пуси").

20.09.2001 умер Рахмиль (он же Эмиль) Яковлевич Горовец, певец ("Я шагаю по Москве", "Голубые города", "Люблю я макароны") (родился 10.07.1923).

20.09.2005 умер Юрий Шмильевич Айзеншпис, организатор первых подпольных рок-концертов, продюсер групп "Соколы", "Кино", "Янг Ганз", "Динамит", певцов Влада Сташевского, Никиты, Димы Билана, певиц Линды, Кати Лель, Саши, автор знаменитой фразы "Дайте мне слепого, глухого, кривого, и я сделаю его звездой!" (родился 15.07.1945).

21.09.1911 родился Марк Наумович Нейман (он же Бернес), киноактер, певец ("Темная ночь", "Я люблю тебя, жизнь", "С чего начинается Родина") (умер 16.08.1969).

21.09.1929 родился Иосиф (он же Юз) Ефимович Алешковский, писатель, автор песен ("Товарищ Сталин", "Окурочек").

21.09.1936 родился Юрий Михайлович Лужков, мэр Москвы, по совместительству певец и шоумен.

21.09.1966 родилась Ольга Арефьева, лидер группы "Ковчег".

21.09.1973 умерла Лидия Андреевна Русланова, певица ("Валенки", "И кто его знает", "Враги сожгли родную хату") (родилась 27.10.1900).

21.09.1991 на даче в гараже отравилась выхлопными газами своих "Жигулей" Юлия Владимировна Друнина, поэт ("Уходит рыбак в свой опасный путь") (родилась 10.05.1924).

21.09.2001 выбросилась с 5-го этажа и чудом осталась жива Наталья Васильевна Фисак (она же Лагода), стриптизерша, певица ("Маленький Будда"), бывшая сожительница владельца стрипт-клуба "Грезы" Александра Карманова.

 

 
 
 

Купить дешевые авиабилеты онлайн