Рассылка:
 
   
 
/
 
     
Информационно-развлекательный портал о шоу-бизнесе
Публикации за 2012 год
   
  О главном
  Новости
  Публикации
    - 2020 год
    - 2019 год
    - 2018 год
    - 2017 год
    - 2016 год
    - 2015 год
    - 2014 год
    - 2013 год
    - 2012 год
    - 2011 год
    - 2010 год
    - 2009 год
    - 2008 год
    - 2007 год
    - 2006 год
    - 2005 год
  Видео
  Фото
  Ссылки
  Проекты
  Архив
(2001-2006)
  Реклама
  Контакты

 

 

 

 

 

 

 

ВЕРНУТЬ ДОЧЬ ЗОИ ФЕДОРОВОЙ В СССР СТЕФАНОВИЧУ ПОМЕШАЛ КГБ

режиссеру запретили снимать Викторию в фильме «Дорогой мальчик», ради которого она была готова приехать из США

 

5 сентября в США в возрасте 66 лет ушла из жизни дочь советской кинозвезды Зои Федоровой Виктория Федорова. В 60-70-х годах она, как и мама, успешно снималась в кино. Сыграла главные роли в знаменитых фильмах «До свидания, мальчики», «Двое», «Сильные духом», «Урок литературы», «Преступление и наказание», «О любви», «Вид на жительство». Однако после отъезда в США ее актерская карьера оборвалась, и долгие годы о ней ничего не было слышно. Лишь минувшим летом про нее снова вспомнили, благодаря телесериалу «Зоя», посвященному ее матери. Между тем, судьба Виктории Федоровой в кино могла сложиться иначе. Об этом нам поведал кинорежиссер Александр Стефанович, который в свое время едва не сыграл в жизни актрисы важную роль.

 

   - В 1974 году я приступил к работе над фильмом «Дорогой мальчик» по пьесе Сергея Михалкова, - издалека начал свой рассказ Александр Борисович. - Действие этого фильма происходило в Америке. И на роль американской гангстерши я хотел пригласить Вику Федорову. В советском кино это была одна из немногих актрис, которая могла достоверно сыграть западную героиню. Она отличалась какой-то особой «заграничной» красотой. Видимо, это передалось ей с генами от отца - американского военно-морского атташе Джексона Тэйта. В 1972 году Вика уже блестяще сыграла иностранку в моем первом фильме «Вид на жительство», который я снял вместе с моим сокурсником Омаром Гвасалия. Первоначально главные роли должны были играть Володя Высоцкий и Марина Влади. Мы отправили им сценарий и пригласили в Дом творчества в Болшево. Естественно, опасались критики. Особенно от Марины. Ведь наша картина поднимала «опасную» по тем временам тему – она повествовала о человеке, который «выбрал свободу» в одной из западных стран. Но совершенно неожиданно мы получили поддержку именно от Влади. «Вы очень точно уловили то, что происходит с русскими людьми на Западе, - сказала она. – Есть устойчивый миф, что как только они сюда приедут, весь Запад будет у их ног. Это наивно! Они там никому не нужны. Большинство тех, кто уехал, - люди с трагическими сломанными судьбами». В качестве примера она привела своего отца Владимира Полякова, который во Франции был вынужден работать таксистом и даже несколько лет содержал семью игрой на бильярде. Высоцкому сценарий тоже понравился. Он даже сказал, что у него есть для нашего фильма две песни. И спел нам «Охоту на волков» и «Гололед на земле, гололед». Мы на крыльях летали по «Мосфильму». Но советская власть не дремала. В один прекрасный день нас с Омаром вызвали в КГБ. Через приемную на Кузнецком мосту провели длинными подземными коридорами в основное здание на Лубянке. В кабинете два полковника встретили нас вопросом: «Как вам пришло в голову снимать этого диссидента Высоцкого?!». Мы пытались сопротивляться: «Он ведущий артист Театра на Таганке. Снимался на Одесской студии у нашего друга Славы Говорухина в «Вертикали» и в других фильмах. Почему же нам нельзя его снимать?». Один полковник посмотрел на другого и сказал: «По-моему, ребята не понимают. Вы вообще хотите работать на «Мосфильме»? Или хотите поехать на Одесскую студию? Мы вам это устроим». «А Марина Влади? – не унимались мы. – Она же член ЦК французской компартии». Ответ полковников был жестким. Мы заново стали искать исполнителя главной роли. Пробовали Смоктуновского, Калягина, Табакова, Белявского. И в итоге выбрали молодого актера Альберта Филозова. А на роль возлюбленной главного героя, иностранки Хилари, которую должна была играть Марина Влади, мы пригласили Вику Федорову. Она выглядела как настоящая иностранка и составила хорошую пару с Альбертом Филозовым. Актрисой показала себя очень профессиональной. Но характер у нее был тяжелый. Однажды она сорвалась на кого-то из работников группы. Ей показалось, что к ней не проявили должного уважения. Я отозвал ее в сторону и сказал: «Викуся! Зачем ты так кричишь? Здесь тебя все любят. Успокойся!». «Саша, я все время на нервах, - ответила она. - Первые десять лет жизни я провела в ссылке в Казахстане. Сверстники меня обижали как дочку врага народа. Однажды столкнули в выгребную яму. Я чуть не захлебнулась, но выбралась и выжила». Вика себя ощущала обделенным любовью волчонком. Правда, это был единственный срыв. Потом она взяла себя в руки и больше не устраивала скандалов.


   Вика долгое время пыталась найти контакт со своим отцом, жившим в Америке. С конца 50-х годов они с Зоей посылали ему письма. Но он не отвечал, опасаясь, что это провокация КГБ. Лишь в 1973 году он согласился встретиться с дочерью и прислал ей приглашение в США. Поначалу Вику не хотели отпускать к отцу. Боялись, что она останется в Америке. Ответственность взял на себя заместитель генерального директора «Мосфильма» Николай Александрович Иванов, который хорошо относился к Зое и к Вике. Он написал что-то вроде гарантийного письма. Но Вика обратно не вернулась. Она познакомилась с пилотом «Пэн Америкэн», вышла за него замуж и осталась в США. О желании снять Вику в «Дорогом мальчике» я рассказал монтажеру моих фильмов Гале Боголюбовой. «Только не знаю – как это сделать, - посетовал я. – Вика же сейчас в Америке». А Боголюбова жила в одном доме с Зоей Федоровой и дружила с ней. «Я помогу», - сказала Галя. Мы пришли домой к Зое и заказали телефонный разговор с Америкой. Это сейчас можно мгновенно позвонить в любую точку мира. А тогда нам пришлось довольно долго ждать. Поскольку делать было нечего, я стал расспрашивать Зою про жизнь. Про нее ходило множество легенд. Она что-то подтверждала, что-то опровергала. В частности, рассказала мне историю своих отношений с отцом Вики Джексоном Тэйтом. Она познакомилась с ним на приеме в честь 23 февраля в особняке министерства иностранных дел на Спиридоновке. У них начался роман. День Победы они вместе встретили на Красной площади. Зоя призналась, что ждет ребенка. Они договорились в честь Победы назвать его Виктором, если родится мальчик, или Викторией, если родится девочка. В какой-то момент ее возлюбленный пропал. Зоя стала звонить Тэйту, но тот не отвечал. Сотрудница посольства сказала ей, чтобы она больше не звонила, так как ему приказали в течение 48 часов вернуться в США. Для Зои это было тяжелым шоком. В своих мечтах она уже представляла себя женой Тейта. В тот момент ее пригласил в свой особняк Берия. Зоя довольно долго ждала в гостиной. Лаврентий Павлович появился с только что полученным орденом Ленина на груди и предложил отметить награду. Отказаться было неудобно. Когда они выпили, Берия начал ее обнимать. Зоя его осадила. «Не хочешь – не надо, - сказал Лаврентий Павлович. – Можешь уходить». В недавнем сериале эту сцену показали так: всесильный министр госбезопасности выбегает вслед за ней из дома и швыряет ей в машину букет цветов. Но сама Зоя рассказывала мне об этом иначе. По ее словам, цветы ей вручил адъютант при выходе из кабинета. Очевидно, это был ритуал для дам, посещавших Лаврентия Павловича. Направляясь через сад к воротам, она увидела, что Берия стоит на балконе. Зоя кокетливо помахала ему цветами и сказала: «А за букет – спасибо!». На что он с усмешкой ответил: «Это не букет. Это венок». Тогда она не поняла его юмора. А вскоре после рождения Вики Зою арестовали. Приговор был 25 лет лагерей. Почти 10 лет она провела в заключении. А Вика все это время жила с тетей в ссылке в Казахстане. Она думала, что тетя – это ее мама. И когда Зою освободили, первое время Вика называла ее тетей. За этими разговорами мы с Зоей просидели 4 или 5 часов. Наконец, нас все-таки соединили с Америкой. Вика принялась мне рассказывать, как хорошо она живет. «Сашка, у меня от дома канал выходит прямо в океан, - с восторгом сообщила она. - Представляешь, какая сказка!». «Викуся, я сейчас запускаюсь с новой картиной, - сказал я. - Хотел бы продолжить наше сотрудничество. Сможешь ли ты приехать, если я снова предложу тебе главную роль?». Вика объяснила, что в данный момент она работает лицом косметической фирмы, и у нее есть определенные обязательства – она должна появляться на каких-то презентациях и говорить, что использует косметику этой фирмы. «Но я готова приехать, - сказала она. – Думаю, генеральный директор «Мосфильма» Сизов меня поддержит. Он недавно приезжал в Нью-Йорк по делам. Так мы с мужем его водили по магазинам». Довольный результатами разговора, я попрощался с Зоей и отправился домой спать.


   А в 8 часов утра меня разбудил звонок: «Через час вы должны быть на ковре у Сизова». Я быстро собрался и приехал на «Мосфильм», совершенно не понимая, что случилось и зачем я в столь ранний час понадобился генеральному директору студии. Сизов встретил меня с мрачным лицом: «Стефанович, что ты там опять устроил? Все у тебя не как у людей! Кто тебе позволил звонить в Соединенные Штаты и приглашать на «Мосфильм» Вику Федорову?!». Тут мне стало понятно, что нас неспроста так долго не соединяли с Америкой. Явно наш телефонный разговор прослушивался и записывался сотрудниками КГБ. Не знаю, всю ли расшифровку нашего разговора прочитали Сизову или только избранные места, но не исключено, что ему тоже попало за упомянутые Викой прогулки по нью-йоркским магазинам. «Николай Трофимович, я не делал Вике по телефону никаких предложений, - стал оправдываться я. - Я выяснял, как у нее дела с занятостью. Вика обещала узнать – отпустит ли ее в случае чего косметическая фирма. И, если бы все сложилось, я бы официально обратился к руководству «Мосфильма» с предложением попробовать ее на роль в моем фильме. Да, Вика сейчас проживает у мужа в США. Но она же осталась советской гражданкой. Гражданства СССР ее не лишали. И из Театра-студии киноактера не увольняли. Значит, она числится работницей «Мосфильма». Вон Людмила Максакова вышла замуж за гражданина ФРГ Петера Игенбергса. А Наталья Петрова, сыгравшая главную роль в «Руслане и Людмиле», - за иранца Бабека Серуша. Но это нисколько не мешает им продолжать работать в СССР. Если мы предложим Вике работу, может, она даже вернется и будет жить здесь». «Не твоего ума дело – заманивать Вику обратно в Советский Союз, - прервал мою пламенную речь Сизов. - Для этого есть специально обученные люди. Если будет нужно, они ее сюда пригласят». И сказал, чтобы я навсегда забыл про Вику. Спустя несколько лет я встретился на «Мосфильме» с Зоей Федоровой. Это было в 1976 или 1977 году. Зоя рассказала мне, как первый раз летала к Вике в Америку. У трапа самолета она увидела огромную толпу журналистов. «Наверное, в самолете летит какой-то известный человек – актер, спортсмен или политик», - подумала она. Огляделась по сторонам, но никого не узнала. Каково же было ее изумление, когда вся эта толпа рванула к ней и начала снимать, протягивать микрофоны, направлять объективы. Оказалось, история ее любви с Джексоном Тэйтом уже известна всей Америке. О ней писали газеты и журналы. И даже при том, что Зоя была в СССР знаменитейшей актрисой, такого внимания прессы она даже не могла себе представить. А в 1981 году не только «Мосфильм», но и всю Москву шокировала весть об убийстве Зои Федоровой. Помню, Галя Боголюбова рассказывала, что ее как близкую подругу вызывали на Петровку и допрашивали по этому поводу. По ее словам, Зоя готовилась навсегда уезжать в Америку, и когда у нее уже были собраны все вещи, ее нашли застреленной в своей квартире. Зою почему-то похоронили втихаря, без каких-либо публичных траурных церемоний. А материалы уголовного дела об ее убийстве засекретили на 50 лет. Можно предположить, что в этом деле были замешаны люди, сотрудничавшие с КГБ или МВД, и их имена нельзя было разглашать. А когда началась перестройка, в Москву впервые после долгого отсутствия приехала Вика. Мы встретились с ней, пообедали в Доме кино. У нее было грустное настроение. Ее мечты реализовать себя в Америке так и не осуществились. Она в соавторстве с американским журналистом написала книжку «Дочь адмирала» о себе и своих родителях. И хотела, чтобы ее экранизировали. Но в Голливуде ее книжкой не заинтересовались. Хотя эта история просто просилась на экран. Карьера актрисы у нее тоже не заладилась. Здесь она за один год играла пять главных ролей. А в Америке дальше небольших эпизодов дело не пошло. «Я сильно пила, - призналась Вика. – Но я это преодолела с помощью Общества анонимных алкоголиков. Когда я своим русским знакомым об этом говорю, они от меня шарахаются. У нас не принято афишировать свои проблемы с алкоголем. А в Америке человек гордится, если эти проблемы преодолеет». Вот так печально закончилась эта история. Если бы в 1975 году мне разрешили снять Вику в «Дорогом мальчике», возможно, ее жизнь сложилась бы по-другому. Увы… Вика была уникальной личностью, талантливой актрисой, удивительно красивой женщиной. Но ее судьба оказалась гораздо трагичнее, чем судьбы ее экранных персонажей.

 

   Михаил ФИЛИМОНОВ («ЭГ» № 38, 2012)




КОММЕНТАРИИ ПО ТЕМЕ


ДОБАВЛЕНИЕ НОВОГО СООБЩЕНИЯ
Введите код, указанный на картинке
Никнейм
E-mail
Город
Текст сообщения

 




 

 

Памятные даты

 

 

 

29.02.1932 родился Юрий Иосифович Богатиков, певец ("Через две зимы", "Черное море мое", "На безымянной высоте") (умер 08.12.2002).

29.02.1992 во время пьяной драки выброшен из окна Игорь Игошин, экс-участник группы "Ласковый май" (родился 06.06.1972).

01.03.1937 родился Евгений Дмитриевич Дога, композитор, автор музыки к кинофильмам ("Табор уходит в небо", "Мой ласковый и нежный зверь").

01.03.1978 родилась Анна Григорьевна Семенович, певица, экс-солистка группы "Блестящие", в прошлом фигуристка, победительница международных соревнований.

01.03.2001 умер Александр Козлов, клавишник группы "Агата Кристи" (родился 25.09.1961).

01.03.2004 умерла Нина Афанасьевна Сазонова, актриса, исполнительница песен ("Ромашки спрятались, поникли лютики", "Стою на полустаночке") (родилась 07.01.1917).

01.03.2020 всемирный день гражданской обороны.

02.03.1911 в Благородном собрании в Москве состоялось первое выступление русского народного хора, созданного Митрофаном Пятницким.

02.03.1931 родился Михаил Сергеевич Горбачев, политический деятель, первый и последний президент СССР, по совместительству рэпер, участник нескольких музыкальных проектов ("Счастье есть" ди-джея Грува, "Даду внедреж" Господина Дадуды), лауреат премии "Грэмми" за диск "Волк и Петя", записанный вместе с Биллом Клинтоном, Софи Лорен и Российским национальным оркестром, дедушка гендиректора Национальной музыкальной корпорации Ксении Горбачёвой.

02.03.1983 в Англии фирмы "Sony", "Philips" и "Polygram" представили на суд публики компакт-диск и проигрыватель компакт-дисков.

02.03.1971 родилась Наталья Владимировна Тимченко, поэт-песенник ("А я считаю дни до нашей встречи" певицы Натали, "Ты станешь взрослой" группы "Лицей", "Плакали звезды" группы "Рефлекс").

03.03.1954 родился Андрей Александрович Мисин, композитор и певец ("Чужой").

03.03.1961 родился Александр Юльевич Иванов, певец ("Грешной души печаль", "Боже, какой пустяк", "Московская осень"), экс-солист группы "Рондо".

03.03.2002 в туалете ресторана "Арбат" забит до смерти Валерий Вагизович Хидиятуллин, экс-продюсер группы "Вирус", сын футболиста Вагиза Хидиятуллина (родился 20.04.1981).

03.03.2020 всемирный день писателя.

04.03.1877 американский изобретатель Эмиль Берлинер создал микрофон.

04.03.1949 родился Владимир Михайлович Ивасюк, композитор ("Червона рута", "Водограй") (был найден мертвым 18.05.1979).

04.03.1954 родился Борис Михайлович Моисеев, эстрадный танцор, исполнитель песен ("Дитя порока", "Голубая луна", "Глухонемая любовь"), участник музыкальных фильмов ("Пришла и говорю", "Сезон чудес", "Женитьба Фигаро").

04.03.1965 родился Александр Алексеевич Шаганов, поэт-песенник ("Владимирская Русь", "Девчонка-девчоночка", "Батяня-комбат").

04.03.1967 родился Павел Петрович Кваша (он же Кашин), автор и исполнитель песен ("Ты не достроил на песке безумно дивный чудный город", "Гномики").

04.03.1974 родилась Наталья Васильевна Фисак (она же Лагода), стриптизерша, певица ("Маленький Будда").

05.03.1931 родилась Тамара Григорьевна Миансарова, певица ("Пусть всегда будет солнце", "Черный кот", "Топ-топ, топает малыш").

05.03.1937 родился Борис Николаевич Рычков, джазовый пианист, композитор ("Все могут короли") (умер 24.09.2002).

05.03.1953 умер Иосиф Виссарионович Джугашвили (он же Сталин), политический деятель, в 1922-1953 Генеральный секретарь ЦК КПСС, по совместительству - искусствовед, автор термина "сумбур вместо музыки" (родился 21.12.1879).

05.03.1953 умер Сергей Сергеевич Прокофьев, композитор ("Вставайте, люди русские", "Петя и волк") (родился 23.04.1891).

05.03.1964 родился Александр Уваров (он же Лаэртский), автор и исполнитель песен.

05.03.1966 умерла Анна Андреевна Горенко (она же Ахматова), поэт ("Темнеет дорога", "Смятение"), жена поэта Николая Гумилева (родилась 23.06.1889).

06.03.1851 умер Александр Александрович Алябьев, композитор ("Соловей") (родился 15.08.1787).

06.03.1886 родилась Надежда Андреевна Обухова, оперная певица ("Пиковая дама", "Кармен", "Любовь к трем апельсинам") (умерла 15.08.1961).

06.03.1945 родился Михаил Михайлович Дейнекин (он же Звездинский), автор и исполнитель песен ("Поручик Голицын", "Очарована, околдована", "Сгорая, плачут свечи").

06.03.1969 родилась Татьяна Ивановна Буланова, певица ("Не плачь", "Ясный мой свет", "Вот такие дела"), жена футболиста Владислава Радимова.

06.03.1983 родился Ярослав Игоревич Илларионов, участник "Фабрики звезд-4".

06.03.1985 родилась Елена Терлеева, участница "Фабрики звезд-2".

 

 
 
 

Купить дешевые авиабилеты онлайн