Рассылка:
 
   
 
/
 
     
Информационно-развлекательный портал о шоу-бизнесе
Публикации за 2021 год
   
  О главном
  Новости
  Публикации
    - 2024 год
    - 2023 год
    - 2022 год
    - 2021 год
    - 2020 год
    - 2019 год
    - 2018 год
    - 2017 год
    - 2016 год
    - 2015 год
    - 2014 год
    - 2013 год
    - 2012 год
    - 2011 год
    - 2010 год
    - 2009 год
    - 2008 год
    - 2007 год
    - 2006 год
    - 2005 год
  Видео
  Фото
  Ссылки
  Проекты
  Архив
(2001-2006)
  Реклама
  Контакты

 

 

 

 

 

 

 

ФИКТИВНЫЙ БРАК ЗАЦЕПИНА СВЕЛ В ГРОБ ЕГО НАСТОЯЩУЮ ЖЕНУ

Бывшая монашка, с которой композитор расписался, чтобы уехать во Францию, изменяла ему с женатым любовником

 

Отметивший недавно 95-летие и до сих пор продолжающий творческую деятельность композитор Александр ЗАЦЕПИН за свою долгую жизнь написал музыку почти к 100 фильмам, около 300 песен, 5 мюзиклов, балет и целый ряд симфонических произведений. Но, пожалуй, наибольшую известность и народную любовь ему принесли песни к комедиям Леонида ГАЙДАЯ, созданные в соавторстве с другим юбиляром – покойным поэтом Леонидом ДЕРБЕНЕВЫМ, которому в нынешнем году исполнилось бы 90 лет.

 

   Родился и вырос Александр Сергеевич в Новосибирске. Связывать жизнь с музыкой поначалу не собирался и по окончании школы пошел учиться в институт инженеров транспорта. Во время войны его отца-врача арестовали по 58-й «контрреволюционной» статье. А его самого отчислили из института и призвали в армию. Но на фронт он не попал. Службу проходил в клубе пехотного училища в Тюмени, где одним из его командиров был будущий актер и кинорежиссер Евгений Матвеев. После демобилизации Зацепина взяли аккомпаниатором в Новосибирскую филармонию. А потом без диплома музучилища сразу приняли в консерваторию в Алма-Ате. Правда, на 3-ем курсе он чуть оттуда не вылетел из-за своей первой жены – артистки филармонии Ревмиры Соколовой.

 

   - Она была красивая, самоуверенная и нагловатая, - признавался композитор. - Ничего не хотела делать – ни учиться, ни работать, ни ухаживать за нашим сыном. Зато требовала модную одежду и непременно - чернобурку. Это не могло продолжаться бесконечно. И наступила логическая развязка - мы расстались. Вскоре я пришел в консерваторию и на доске приказов прочитал: «Студент Зацепин исключен». «Вы – преступник! – сказал мне парторг. – Вам не место в советском вузе!». Оказалось, моя бывшая жена написала письмо в «Комсомольскую правду», что я, мол, такой-сякой, мой дед - контрреволюционер. Вот тут она не попала! Если бы написала, что отец – враг народа, может, и достигла бы цели. По моей просьбе, мама прислала мне справку, что родители моего деда выступали против царизма и были сосланы за это в Сибирь. После этого политические наезды на меня прекратились. Тем не менее, год я не учился. Однажды знакомая студентка сказала мне, что я нравлюсь ее подруге Светлане Третьяковой. Она училась на первом курсе консерватории и была полной противоположностью первой жены - чудесный характер, доброта, желание к чему-то стремиться. Полгода мы с ней встречались, и дело уже шло к женитьбе. Но я сказал: «Пока не восстановлюсь, жениться не могу!». Дело в том, что ее отчим был проректором консерватории по учебной части. Получалось, будто я собираюсь жениться в корыстных целях. Через год, когда меня восстановили, мы благополучно поженились и прожили счастливо двадцать восемь лет до ее внезапной смерти.

 

   Писать музыку для кино Зацепин начал в середине 50-х годов на студии «Казахфильм». После успеха песни «Надо мной небо синее» из фильма «Наш милый доктор» перебрался в Москву и стал предлагать свои услуги столичным студиям. На его творчество обратила внимание жена Леонида Гайдая Нина Гребешкова и, когда ее муж приступил к работе над фильмом «Операция «Ы», посоветовала ему пригласить Зацепина в качестве композитора.

 

   - К тому времени он как раз поссорился с Никитой Богословским, который писал музыку к его «Псу Барбосу» и «Самогонщикам», - рассказывал Александр Сергеевич. - Гайдай был гениальный режиссер. Но тяжелый человек. Особенно когда выпивал. В один прекрасный момент на записи музыки после очередного общения с Гайдаем Богословский не выдержал, сломал дирижерскую палочку и сказал: «Ноги моей больше здесь не будет!». А Гайдай только хихикнул вдогонку: «Нервных просьба не беспокоиться». Ко мне у него в первое время было какое-то недоверие, и он иногда с ехидцей спрашивал у меня: «А эту музычку, поди, взял из другого фильма, где у тебя ее не приняли?». Потом, когда я ему по два варианта стал показывать, сомнения у него исчезли. Тут уж я ему говорил с ехидцей: «Ты, Леня, не думай, что это из двух фильмов, где не взяли».


   Если к «Операции «Ы» Зацепину пришлось делать только инструментальную музыку, то в следующем фильме «Кавказская пленница» Гайдаю понадобилась песня. Для написания стихов Александр Сергеевич предложил привлечь Леонида Дербенева, с которым его познакомил композитор Александр Флярковский. С Дербеневым у Зацепина уже был удачный опыт сотрудничества – их песня «Костер на снегу» из фильма «На завтрашней улице» в исполнении Майи Кристалинской стала очень популярной. Но в этот раз работа над песней у них не заладилась. Гайдай раз за разом браковал варианты, которые они предлагали. По признанию композитора, в какой-то момент он уже был готов последовать примеру Никиты Богословского и отказаться от работы с замучившим его режиссером.

 

   - Да, с песней для «Кавказской пленницы» у Саши с Леней возникли трудности, - подтвердила вдова Дербенева Вера Ивановна. – Сначала Гайдаю не нравилась музыка. «Такую песню народ не запоет», - говорил он. Потом ему не нравились стихи. Один из первых вариантов начинался так: «Где-то на белой льдине, Там, где всегда мороз, Чешут медведи спины О земную ось». «При чем тут мороз и льдины, если действие нашего фильма происходит летом?» - недоумевал Гайдай. Строчка про медведей тоже вызвала возражения: «Почему они чешут спины? У них что, блохи? Это неэстетично». Дербеневу пришлось несколько раз все переделывать. Он очень нервничал. Все-таки у него это была первая работа для фильма Гайдая. А потом они с Гайдаем и Зацепиным настроились на общую волну и стали неразлучной троицей. Работали вместе на «Бриллиантовой руке», «Двенадцати стульях», «Иван Васильевич меняет профессию» и других фильмах. Правда, Гайдаю и Зацепину настойчиво рекомендовали заменить Дербенева. «Он же не член Союза писателей», - говорили им. Но они уже не видели на его месте никого другого.

 

   Казалось, карьера Зацепина складывалась более, чем успешно. Его песни после работы с Гайдаем режиссеры брали в свои фильмы нарасхват. Их исполняли лучшие певцы во главе с набиравшей популярность Аллой Пугачевой. Авторские отчисления текли рекой. Тем не менее, композитору было недостаточно успеха в СССР. Ему захотелось покорить своим творчеством загнивающий Запад. В конце 70-х во время поездки с советской делегацией в США его произведения услышал продюсер по фамилии Кэш и предложил заключить с ним контракт на запись музыки к голливудским фильмам. Но работать с американцами ему не разрешили. Тогда он стал искать возможность эмигрировать из Советского Союза. И тут ему на помощь пришел француз Ален Прешак, переводчик и преподаватель русского языка, который был женат на подруге его жены Светланы.

 

   - Я рассказал Алену о своих мытарствах, - вспоминал Зацепин. - К тому времени я уже был один, моя любимая жена Светлана, с которой мы счастливо прожили почти тридцать лет, умерла. «У меня во Франции есть сестра Женевьева, - сказал Ален. - Она не замужем. Давай познакомлю тебя с ней?». Он показал мне ее фотографию. Женщина мне понравилась. Потом она приехала сюда. Я ей тоже почему-то понравился. Возникла взаимная симпатия. Женевьева была очень мила. Ей было сорок два года. Детей не имела. В браке никогда не состояла. Когда-то отец не разрешил ей выйти замуж за ее возлюбленного, и она ушла в монастырь. Прожила там пятнадцать лет. Потом вернулась в мир, жила в Тулузе. Занималась живописью, пела в хоре, знала и любила музыку. У нас было что-то общее. Прошло какое-то время, и я решил: где наша не пропадала, женюсь!

 

   Новоиспеченный муж иностранной гражданки наивно рассчитывал, что сможет сразу же отправиться к жене во Францию. Но давать ему разрешение на выезд из страны не спешили. Пришлось ждать целых два года. Между тем, в Советском Союзе на него многие начали поглядывать косо. Отказывались иметь с ним какие-либо дела. И не только потому, что намерение покинуть Родину в то время считалось чуть ли не предательством.

 

   - Женитьба Зацепина на француженке свела в гроб его жену Свету, - поведала Вера Дербенева. - Да-да, француженка появилась еще при ее жизни. На самом деле у Саши с ней ничего не было. По крайней мере, поначалу. Может, потом у них и возникли интимные отношения. А пока Света была жива, это была фикция. Расставаться со Светой Саша не хотел. Договорился с ней фиктивно развестись. «Ну, уехать из Союза как-то надо, - говорил он ей. – А когда я там обоснуюсь, ты ко мне приедешь». Но об этом знали только я и ее подруга – генеральша Нина Ивановна. А все остальные были не в курсе. И распространились слухи, что у Саши с француженкой якобы все всерьез – и по «Золотому кольцу» они вместе поехали, и квартиру собрались менять. Свете начали звонить, сочувствовать, клеймить Зацепина, какой он негодяй и как он мог так с ней поступить. Она очень переживала. И из-за этого умерла раньше времени.


Со Светой меня связывала близкая дружба. Из жен композиторов я по-настоящему дружила только с ней и с женой Александра Флярковского Люсей. Когда хоронили Свету, я находилась в Сортавале. Приехала только на 40 дней. На кладбище со мной случилась истерика. «Это все из-за тебя! – орала я на Сашу, как ненормальная. – Не надо было все это делать!». Зацепин и Дербеневу предлагал уехать за границу вместе с ним. Надоумил его собирать старинные иконы. «Знакомые дипломаты помогут их вывезти, - говорил он. – А там иконы можно будет выгодно продать, чтобы первое время было на что жить». «Если хочешь, найди себе еврейку или иностранку, женись на ней и уезжай! – сказала я мужу. – А я из Союза не уеду. Здесь могилы моей мамы, бабушки, всех моих предков». Леня подумал и тоже отказался от этой затеи. «Что я буду делать за границей? – сказал он Саше. - Ты-то свою музыку можешь везде сочинять. Си-бемоли в любой стране си-бемоли. А я знаю только русский язык. Для кого я буду там писать? Для эмигрантов в кабаках? Нет, никуда я не поеду!». И писать с Зацепиным песни Леня тогда перестал. Не то, что они поссорились. Просто режиссеры, зная, что Саша собрался уезжать из страны, работать для кино его уже не приглашали. Боялись, что после его отъезда написанные им песни попадут под запрет.

 

   На вожделенном Западе Зацепина тоже не ожидало ничего хорошего. Да, поначалу ему подвернулась работа – написать музыку к фильму чешского режиссера Войтеха Ясного по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца». Но американский продюсер Кэш со своим многообещающим контрактом к тому времени бесследно исчез. А пока композитор пытался его разыскать, ему подложила свинью его французская жена Женевьева Прешак.

 

   - Когда-то до меня у нее был в Тулузе любовник, - делился Александр Сергеевич. - Как полагается, женатый, с двумя детьми. И вот однажды, когда меня не было в Париже, он приехал и встретился с Женевьевой. Сводил ее в ресторан, угостил вином и сказал, что любит, как Ромео. Более того, уйдет от жены со всеми вытекающими. Она этому поверила, и когда я приехал, чистосердечно мне все рассказала. «Ладно, давай забудем это! - сказал я. - Все будет нормально». «Нет, – ответила она. – Я так не могу». Пятнадцать монастырских лет не прошли даром. И она подала на развод. Потом пришла, вся заплаканная. Выяснилось, что ее любовник не может оставить семью. Какое-то время мы продолжали жить вместе. А потом она попросила меня переехать из ее квартиры. Потому что ей тяжело: она и хотела бы ко мне вернуться, но раз изменила, то не имеет права.

 

   Композитор остался в чужой стране совсем один и без средств к существованию. От безысходности брался сочинять музыку для рекламы кофе, которую снимал другой эмигрант из Советского Союза – кинорежиссер Андрей Михалков-Кончаловский. И даже подрабатывал игрой на аккордеоне в ночном баре, где собирались проститутки. В конце концов, Зацепину ничего не оставалось, как вернуться обратно в СССР. А там на него свалился еще один неприятный сюрприз – он больше не числился в Союзе композиторов. Этим Александр Сергеевич был обязан Никите Богословскому, которому, видимо, не давало покоя, что музыку к самым успешным фильмам Гайдая выпало написать не ему.

 

   - Когда я работал в ночном баре, туда забрел Богословский, - объяснял Зацепин. - В те времена во Францию он приезжал частенько. Наверно, был очень благонадежным, и его пускали без проблем и провожатых. Вернувшись в Москву, он по полной программе доложил, что Зацепин позорит советских композиторов, играет в таком баре, куда заходить противно и где вообще играть нельзя. И меня заочно исключили из московского Союза композиторов, где я состоял на учете. Я пошел к Владиславу Казенину, председателю российского Союза. Казенин, добрая душа, сказал: «Что ты волнуешься? Из нашего-то, российского, никто тебя не исключал. А решение московского отделения мы не пропустим». Постепенно жизнь вошла в привычное русло. Начали появляться заказы. С Дербеневым мы помирились и снова стали дружить и работать, как раньше. Сделали два фильма с Гайдаем «Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода», мюзикл «Русское Рождество в Париже» с французами. В нашей семье по традиции все учились в музыкальной школе. Но мой внук Саша ленился, отлынивал от рояля, хотя парень был способный. И тогда мы пригласили Светлану Морозовскую позаниматься с ним дома. Она была очень хорошая пианистка, Гнесинский институт окончила и там успешно работала. Я посмотрел на нее раз, другой. Она на меня посмотрела. И через какое-то время мы решили пожениться. Такая, видно, у меня судьба. Если не считать Ревмиру, первая жена была Светлана, и эта, последняя, оказалась тоже Светланой.

 

   Михаил ФИЛИМОНОВ («ЭГ» спецвыпуск от 24 мая, 2021)


   Газетная версия https://www.eg.ru/showbusiness/1228861


КОММЕНТАРИИ ПО ТЕМЕ


ДОБАВЛЕНИЕ НОВОГО СООБЩЕНИЯ
Введите код, указанный на картинке
Никнейм
E-mail
Город
Текст сообщения

 




 

 

Памятные даты

 

 

 

26.04.1997 умер Валерий Владимирович Ободзинский, певец ("Эти глаза напротив", "Восточная", "Колдовство") (родился 24.01.1942).

27.04.1983 родилась Мария Владимировна Алалыкина, фотомодель, участница "Фабрики звезд-1", экс-солистка созданной в результате группы "Фабрика".

27.04.2007 умер Мстислав Леопольдович Ростропович, виолончелист, дирижер, муж певицы Галины Вишневской, бывший любовник певицы Зары Долухановой (родился 27.03.1927).

27.04.2024 день Святой Зиты, покровительницы лакеев и домработниц.

27.04.1969 родился Станислав (он же Стас) Владимирович Михайлов, автор и исполнитель песен ("Свеча", "К тебе иду", "Без тебя").

28.04.2009 умерла Екатерина Сергеевна Максимова, балерина ("Жизель", "Лебединое озеро", "Спящая красавица"), участница музыкальных фильмов ("Галатея", "Анюта", "Фуэте"), жена артиста балета Владимира Васильева (родилась 01.02.1939).

28.04.1959 родилась Ирина Игоревна Шведова, певица ("Америка-разлучница").

28.04.1994 умер Альберт (он же Олег) Иванович Борисов, актер, участник музыкальных фильмов ("За двумя зайцами", "Рецепт ее молодости", "По главной улице с оркестром") (родился 08.11.1929).

29.04.1931 в СССР проведена первая опытная телепередача.

29.04.1950 родился Геннадий Александрович Руссу, организатор концертов, бывший директор Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова.

29.04.2024 международный день танца.

30.04.1800 император Павел I в целях борьбы с развратом запретил ввозить в Россию книги и музыку из-за границы.

30.04.1962 родился Николай Владимирович Фоменко, солист группы "Секрет", автор песен ("Последний час декабря", "Она не понимает", "Моя любовь на пятом этаже"), участник музыкальных фильмов ("Как стать звездой", "Старые песни о главном", "Старые клячи"), ведущий музыкальных радио- и телепередач, муж актрисы Марии Голубкиной.

30.04.1967 родился Филипп Бедросович Киркоров, певец ("Атлантида", "Зайка моя", "Роза чайная"), участник мюзиклов ("Метро", "Чикаго") и музыкальных фильмов ("Вечера на хуторе близ Диканьки", "Женитьба Фигаро"), сын певца Бедроса Киркорова, бывший муж певицы Аллы Пугачевой.

30.04.1974 родился Андрей Валерьевич Клементьев (он же Губин), автор песен и певец ("Мальчик-бродяга", "Зима-холода", "Девушки как звезды"), пасынок бывшего вице-президента Российской товарно-сырьевой биржи Виктора Губина.

30.04.1990 начала вещание радиостанция "Европа Плюс".

30.04.2024 день Святого Адьютора, покровителя утопающих.

30.04.1952 родился Анатолий Антонович Данилицкий, совладелец ЗАО "Национальная резервная корпорация", член совета директоров ОАО "Аэрофлот", гражданский муж и спонсор певицы Славы.

01.05.1949 родилась Ядвига Поплавская, экс-солистка ВИА "Верасы".

01.05.1950 родился Сергей Георгиевич Захаров, певец, участник музыкальных фильмов ("Небесные ласточки").

01.05.1978 умер Арам Ильич Хачатурян, композитор ("Танец с саблями") (родился 06.06.1903).

01.05.2024 праздник весны и труда.

02.05.1953 родился Валерий Абисалович Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра.

 

 
 
 

Купить дешевые авиабилеты онлайн